Сибирские огни, 1978, № 7
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Валентин Курбатов «ВАЖЕН В ПОЭМЕ СТИЛЬ, ОТВЕЧАЮЩИЙ ТЕМЕ» Такой снег идет обыкновенно в конце зи мы, когда февраль перевалил за середину. Снег легкий и долгий. Я слушаю безмолв ную колыбельную Михайловского и успо каиваюсь. Слава богу, долгая тоска неуве ренности отступает. Весь хаос предвари тельны х записок, набросков, отрывочных мыслей обретает последовательность, и проступает дорога. Дорога и даль. Вот эта даль и есть самое необходимое для разговора о поэме. Критик, писавший вчера об одном стихотворении, не может сего дня, не перестроив души, заговорить о поэме. Нужно много ходить по дальним полям или городским улицам, нужно при учить себя не уставать в долгих переходах, чтобы понять ритмику больших пространств, нужно следом за поэтом развивать слух и глазом ер, чтобы, не забывая о частностях, держ ать в сознании целое. Когда Блок пи ш ет, что «только наличностью пути опреде ляется внутренний «такт» . писателя, его ритм» и что «неустанное напряжение внут реннего слуха, прислушивание как бы к от даленной м узы ке есть непременное усло вие писательского бытия», то он ставит за дачу и критике. Блок отправляет критика в дорогу, пройденную поэтом, и надеется, что они б удут одинаково неутомимы и не потеряю т д р уг друга из виду на общем пути. Говорить о поэме трудно еще и потому, что из-за сложности ее художественной конструкции словари отказываются дать точное определение этого жанра, ограничи ваясь самым общим замечанием о боль шой лиро-эпической форм е, и далее только без счета умножают ряд уточнений, пока не становится ясно, что каждая новая поэ ма (если это действительно самостоятельное произведение) устанавливает свои внутрен ние законы и ищет для себя единственное, собственное жанровое определение («кни га про бойца», «лирическая повесть», «поэ тическая хроника» и т. п.). Не будем ставить самонадеянной задачи найти это единое определение, а просто пройдем по страницам нескольких книг си бирских поэтов и, может быть, только по вторим на новых примерах давние исти н ы — иногда они так забываются, что на добность повторения становится насущной. Выбор материала в нашем случае свободен, чтобы не сказать, случаен — это несколько поэм, написанных поэтами разного возра ста и напечатанных в сибирских сборниках и журналах самого последнего времени. В случайностях порой виднее бывают зако номерности. Сначала взглянем на Сюжет . Классики — народ неудобный. Они обяза тельно оставляют нам суждения, которые не разберешь на ежедневные цитаты. «Пря мое» их чтение сулит замешательство, и эти суждения уходят в лаборатории литерату роведов, где концентрированная мысль разворачивается «вспять», раскладывается на составляющие, и там выясняется, что она не просто глубже, а порою и противо положна бегло вычитанному в ней смыслу. В Михайловском наш первый спутник и со беседник — Пушкин. Я думаю о сибирской поэме, а в лес для прогулки и сосредото ченности ухожу с его статьями. И вот чи таю : «Век может идти себе вперед, науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться,— но поэма остается на одном месте. Цель одна, средства те же». Как легко это счесть декларацией «чи стого искусства», минующего «низкие» те мы современности, уклоняющегося от ре шения повседневных общественных задач. Но стоит вслушаться, вчитаться, вдуматься — и скоро увидишь, что это «одно место» всег да посредине изменчивого мира, в центре меняющейся философии и гражданствен ности, ибо одна цель поэзии — глубинное существо человека, меняющего и усовер шенствующего век. Но пока о сюжетах...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2