Сибирские огни, 1978, № 7
162 только, а, может быть, даже и не столько интимные отношения, куда всем посторон ним «вход» строго-настрого запрещен, сколько пять с лишним тысяч гектаров зем ли, требовавшей к себе не менее- бережно го и заботливого отношения, чем малень кий ребенок. Земля задавала вопросов по больше, и ответить на них было посложнее, чем на бесконечные детские «почему?» Сейчас, по прошествии времени, все ка жется простым и обыденным. И весь мно голетний труд, споры и поиски, неудачи и радости легко укладываются в несколько сухих газетных строчек, говорящих о том, что «за двадцать лет в Ш уринке сложилась стройная система земледелия, дающая воз можность не только выращивать большие урожаи, но и повышать плодородие почвы: безотвальная пахота не чаще одного раза в три года; своевременное закрытие влаги; ежегодная предпосевная поверхностная об работка земли в несколько следов лущиль никами и кольчатыми катками; создание обильного мульчирующего слоя на поверх ности почвы за счет стерни и соломы; органические удобрения, первоклассные семена, оптимальные сроки сева, четкая организация труда, систематическое опыт ничество». Непосвященному эти строчки ни о чем значительном не скажут. Разве что слова о больших урожаях тронут сердце горожани на. А ведь за ними стоит то, что иначе как Подвигом и не назовешь. Но почему обя зательно— подвиг? Почему не обычный труд сознательного человека? Но тогда по неволе задаешься еще одним вопросом: а разве в соседних колхозах работали лю ди несознательные, разве они не хотели увеличить общественное богатство и под нять урожайность своих полей? Мы привыкли связывать понятие подвига с чем-то необыкновенном, почти сверхъес тественным, не каждому человеку доступ ным. Д а, конечно, закрыть своим телом вражескую амбразуру, заранее зная, что идешь на верную смерть и ничто тебя от нее не спасет,— это Подвиг с большой бук вы, и взлететь первым в неизведанный кос мос — это тоже Подвиг. Но есть еще и дру гое определение подвига, кроме «доблест ного, героического поступка», как сказано в Толковом словаре русского языка под редакцией профессора Д . Н. Ушакова. Это — «важное по своему значению дейст вие, совершенное в трудны х условиях». И вот это-то определение подвига как нель зя лучше выражает сущность беспрестанных поисков Баклыкова, Веры Антоновны, всех колхозников и механизаторов Шуринки. Ведь они могли работать, как все. Никто их не заставлял искать, недосыпать, забы вать про еду. Только, наверное, человек, «предрасположенный» к подвигу, просто иначе не может жить. Иначе жизнь для не го станет скучной, вынужденной обязан ностью. Сами же люди, творящие подвиг, этого не понимают. Борьба, творчество, ощущение радости своего труда или да же горечь поражения — это для них са мая обыденная жизнь, самая обыденная ра бота. Повысить урожайность и плодородие земли — это ли не «важное по своему зна- чению действие»? Что же до «трудных ус. ловий», то ещ е в 1956 го ду, выступая на об ластном совещании работников сельского хозяйства, Баклыков говорил: — У нас нет никаких водоисточников, грунтовые воды залегаю т на глубине пят. надцать-тридцать метров... Из восьми по следних лет пять были неурожайными. Три года назад, как вы знаете, я ездил к Маль цеву. Он подсказал, что нужно делать. Но осуществить его советы оказалось делом нелегким. За восемь лет в колхозе смени лись девять агрономов. Трактора распреде лялись по гектарам мягкой пахоты. Успева ли кое-как посеять. Орудий для обработки не оказалось вовсе... Областное управление сельского хозяйства и селекционные стан ции не помогают в получении устойчивы« урожаев. При составлении перспективны* планов колхозники не верят в их осуществ ление... Это, последнее, и было, пожалуй, самым трудным. Когда люди во что-то не верят или не хотят верить, они, если и работают, то лишь в половину своих сил и возможно стей, а о каком-либо творчестве и говорить не приходится. Надо было развеять предубежденность, увлечь людей, пробудить в них веру в се бя и землю , которую они обрабатывают. Вернувшись от Мальцева, Баклыков сра зу же решил поставить свой первый опыт — посеять зерно без пахоты, по лущ евке. Ку да там. — Стране хлеб нужен,— сказали ему в агрономическом отделе М ТС,— а ты со своими опытами. — Да разве мы хлеб даем? Крохи! — пы тался он убедить агрономов.— Больше ка ша земля может родить. Вдвое, втрое боль ше. Нужно только с ней как следует пора ботать. — Мы, выходит, не работаем? Стулья протираем? Короче, не разводи-ка демаго гию. Мобилизуй лучше людей на досроч ное окончание весеннего сева... Без МТС и шага не сделаеш ь, вся техни ка в ее распоряжении. А лошадка ни лу- щильщик, ни сеялку с места не сдвинет. И все-таки умолил Баклыков механиза торов. Пролущили они ему и посеяли около гектара. Но какое это было «опытное» по ле! Не поле, а горе — огрех засоренный. И лущильники были не те, что следовало, и сеялки старые, дисковые. Недаром, види мо, говорится: «Поспешишь — людей на смешишь». Так с первым опытом и получи лось. Если главное в земледелии — борьба с сорняками, забирающими без пользы драгоценную влагу и нарушающими плодо родие почвы, то у Баклыкова вместо пше ницы вымахал такой осот, что и нарочно выращивай — не вырастишь. — Ну, убедился? — спросил его директор МТС таким тоном, что Еасилий Данилович понял: никакого разговора о продолжении опытов быть не может. Урожай в том, пятьдесят пятом, году со брали всего по 5,6 центнера с гектара.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2