Сибирские огни, 1978, № 7
131 ренции документальными кинокадрами. Во время демонстрации ленты, посвященной строительству лесопромышленного комп лекса в Усть-Илимске, профессор Нью фаундлендского университета (Канада) Т. Кайренс воскликнул, протягивая руку к экрану; — Эта земля для настоящих мужчин!.. Телевизионные сапоги \ Карл Саган, ставя себя на место марсиан ского астронома, пытался выявить призна ки жизни на Земле с помощью зрительно го, так сказать, восприятия. Другие виды информации, в том числе звуковую, он в расчет не принимал. Между тем еще в ак кадском «Эпосе об Атрахасисе» (более ранняя, нежели библейская, вариация мифа о Всемирном потопе) со всей категорично стью утверждалось, что небо покарало Землю , ниспослав потоп, из-за шума, про изводимого расплодившимся человечест вом: оный ш ум мешал спать богу воздуха Энлилю... Коль скоро человечеству доставалось за избыточные децибелы тысячелетия назад, то надо ли удивляться гневу богов в эпоху НТР, когда сам гром небесный — не более, чем мышиный писк рядом со звуковым со провождением нынешних людских деяний. И потому я совершенно безропотно, как должное, воспринял повторение Всемир ного потопа: эта водная процедура застала меня на пути к Земле для настоящих муж чин. ...Обильные струи безутешных слез Эн- лиля секут и секут вагонные окна почти с того самого часа, как наш поезд распро щался в Тайшете со старушкой Трансси бирской магистралью и, «сменив пластин ку», принялся выстукивать на стыках: «Здравст-вуй, БАМ ! Здравст-вуй, БАМ!» Оплаканные Энлилем, минуем ВихоревкУ, проезжаем через знаменитый Братск, при ветствуем, не покидая вагона, Витим и все тешим себя надеждой: вот свернем в Ж е лезногорске на Усть-Илимскую ветку, кру то забирающую к Северу, и оторвемся, наконец, от исходящего слезами циклона... И что же? Оставили позади Железно горск, вышли, что называется, на финишную прямую, а секущие жгуты все продолжают хлестать по нашим окнам, и ветер, уподо бившийся автомобильным «дворникам», ед ва успевает смахивать мутные натеки. Нашу рельсовую колею неотступно со провождает автотрасса-времянка, которую прорубили в свое время сквозь тайгу стро ители железной дороги. Теперь времянка заброшена (автомобильный тракт прошел из Братска на Усть-Илимск по прямой, в стороне отсюда), и разбитая, разъезженная дорога до краев заполнена дождевой во дой. В низких местах образовались целые озера. Проезжаем, чуть сбавив ход, маленькую станцию. На отвоеванном у тайги глинистом косогоре — несколько домиков. Возле них сгрудились три грузовика и два гусеничных 9 * трактора. Глаз успевает ухватить на опушке леса еще один трактор — тот с натугою выволакивает из вязкого месива прицеп с наваленными беспорядочной грудой дро вами... — Гиблый край,— уныло произносит со сед по купе, молодой иркутский живопи сец, подавшийся сюда на поиски сюжетов. В коридоре у окна коротает время де вушка из соседнего купе — она, как я по нял, возвращается в Усть-Илимск из отпус ка. Услышав реплику художника, восклица ет обиженно: — Как это так — гиблый, если здесь да же береза растет! Моему спутнику аргумент кажется несу щественным, более того — наивным, и у них с девушкой завязывается оживленная дискуссия. Тем временем рельсы, неудер жимо влекущие нас в самое чрево глухо мани, неожиданно раздвигают в обе сторо ны тайгу, по окоему ее обрисовываются из-под сетки дождя одноэтажные домики, поезд начинает притормаживать, приторма живать и, наконец, судорожно дернувшись, останавливается. Напротив нашего вагона вытянулось при земистое дощатое строение, напоминаю щее барак. Художник дурашливо козыряет ему, произносит со вздохом: — Привет тебе, Усть-Илимск! — Это не Усть-Илимск,— сурово сооб щает его собеседница, вынося из своего купе чемодан. — До Усть-Илимска еще двадцать километров... — А как же туда добираться? — Вон... Показывает за окно — туда, где на задах у барака столпилось несколько маленьких автобусов. К ним уже поспешают наиболее проворные из пассажиров поезда, раз брызгивая сапожками, сапогами и сапожи щами внушающий уважение слой жидкой грязи. — Советую не рчень медлить,— усмеха ется девушка,— не то придется ждать вто рого рейса. И, развернувшись на каблучках ярко- красных резиновых сапожек (предусмотри тельность человека, знающего местные ус ловия!), энергично устремляется к выходу из вагона. Не стану описывать, как штурмовали мы с художником сперва грязевой редут, а после — беличий лаз в автобусную утробу. Главное, нам удалось попасть на первый рейс. И вот опять, как незадолго перед этим из вагона, мы видим теперь из авто буса ту же мокрядь и тот же скукожив шийся лес, вновь подступивший вплотную к дороге. Наконец тайга по обе стороны от нас снова покорно раздвигается, и нашим взо рам предстает пологий берег Усть-Илим ского «моря», четко обрезанного прямо по курсу автобуса барьером полуторакиломет ровой плотины ГЭС. Над берегом парят стрелы башенных кранов, заботливо опе кающих с десяток многоэтажных бело каменных строений — одни уже подведены под крышу, стены других пока еще на пу ти к этой финишной цели.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2