Сибирские огни, 1978, № 7

131 ренции документальными кинокадрами. Во время демонстрации ленты, посвященной строительству лесопромышленного комп­ лекса в Усть-Илимске, профессор Нью­ фаундлендского университета (Канада) Т. Кайренс воскликнул, протягивая руку к экрану; — Эта земля для настоящих мужчин!.. Телевизионные сапоги \ Карл Саган, ставя себя на место марсиан­ ского астронома, пытался выявить призна­ ки жизни на Земле с помощью зрительно­ го, так сказать, восприятия. Другие виды информации, в том числе звуковую, он в расчет не принимал. Между тем еще в ак­ кадском «Эпосе об Атрахасисе» (более ранняя, нежели библейская, вариация мифа о Всемирном потопе) со всей категорично­ стью утверждалось, что небо покарало Землю , ниспослав потоп, из-за шума, про­ изводимого расплодившимся человечест­ вом: оный ш ум мешал спать богу воздуха Энлилю... Коль скоро человечеству доставалось за избыточные децибелы тысячелетия назад, то надо ли удивляться гневу богов в эпоху НТР, когда сам гром небесный — не более, чем мышиный писк рядом со звуковым со­ провождением нынешних людских деяний. И потому я совершенно безропотно, как должное, воспринял повторение Всемир­ ного потопа: эта водная процедура застала меня на пути к Земле для настоящих муж­ чин. ...Обильные струи безутешных слез Эн- лиля секут и секут вагонные окна почти с того самого часа, как наш поезд распро­ щался в Тайшете со старушкой Трансси­ бирской магистралью и, «сменив пластин­ ку», принялся выстукивать на стыках: «Здравст-вуй, БАМ ! Здравст-вуй, БАМ!» Оплаканные Энлилем, минуем ВихоревкУ, проезжаем через знаменитый Братск, при­ ветствуем, не покидая вагона, Витим и все тешим себя надеждой: вот свернем в Ж е­ лезногорске на Усть-Илимскую ветку, кру­ то забирающую к Северу, и оторвемся, наконец, от исходящего слезами циклона... И что же? Оставили позади Железно­ горск, вышли, что называется, на финишную прямую, а секущие жгуты все продолжают хлестать по нашим окнам, и ветер, уподо­ бившийся автомобильным «дворникам», ед­ ва успевает смахивать мутные натеки. Нашу рельсовую колею неотступно со­ провождает автотрасса-времянка, которую прорубили в свое время сквозь тайгу стро­ ители железной дороги. Теперь времянка заброшена (автомобильный тракт прошел из Братска на Усть-Илимск по прямой, в стороне отсюда), и разбитая, разъезженная дорога до краев заполнена дождевой во­ дой. В низких местах образовались целые озера. Проезжаем, чуть сбавив ход, маленькую станцию. На отвоеванном у тайги глинистом косогоре — несколько домиков. Возле них сгрудились три грузовика и два гусеничных 9 * трактора. Глаз успевает ухватить на опушке леса еще один трактор — тот с натугою выволакивает из вязкого месива прицеп с наваленными беспорядочной грудой дро­ вами... — Гиблый край,— уныло произносит со­ сед по купе, молодой иркутский живопи­ сец, подавшийся сюда на поиски сюжетов. В коридоре у окна коротает время де­ вушка из соседнего купе — она, как я по­ нял, возвращается в Усть-Илимск из отпус­ ка. Услышав реплику художника, восклица­ ет обиженно: — Как это так — гиблый, если здесь да­ же береза растет! Моему спутнику аргумент кажется несу­ щественным, более того — наивным, и у них с девушкой завязывается оживленная дискуссия. Тем временем рельсы, неудер­ жимо влекущие нас в самое чрево глухо­ мани, неожиданно раздвигают в обе сторо­ ны тайгу, по окоему ее обрисовываются из-под сетки дождя одноэтажные домики, поезд начинает притормаживать, приторма­ живать и, наконец, судорожно дернувшись, останавливается. Напротив нашего вагона вытянулось при­ земистое дощатое строение, напоминаю­ щее барак. Художник дурашливо козыряет ему, произносит со вздохом: — Привет тебе, Усть-Илимск! — Это не Усть-Илимск,— сурово сооб­ щает его собеседница, вынося из своего купе чемодан. — До Усть-Илимска еще двадцать километров... — А как же туда добираться? — Вон... Показывает за окно — туда, где на задах у барака столпилось несколько маленьких автобусов. К ним уже поспешают наиболее проворные из пассажиров поезда, раз­ брызгивая сапожками, сапогами и сапожи­ щами внушающий уважение слой жидкой грязи. — Советую не рчень медлить,— усмеха­ ется девушка,— не то придется ждать вто­ рого рейса. И, развернувшись на каблучках ярко- красных резиновых сапожек (предусмотри­ тельность человека, знающего местные ус­ ловия!), энергично устремляется к выходу из вагона. Не стану описывать, как штурмовали мы с художником сперва грязевой редут, а после — беличий лаз в автобусную утробу. Главное, нам удалось попасть на первый рейс. И вот опять, как незадолго перед этим из вагона, мы видим теперь из авто­ буса ту же мокрядь и тот же скукожив­ шийся лес, вновь подступивший вплотную к дороге. Наконец тайга по обе стороны от нас снова покорно раздвигается, и нашим взо­ рам предстает пологий берег Усть-Илим­ ского «моря», четко обрезанного прямо по курсу автобуса барьером полуторакиломет­ ровой плотины ГЭС. Над берегом парят стрелы башенных кранов, заботливо опе­ кающих с десяток многоэтажных бело­ каменных строений — одни уже подведены под крышу, стены других пока еще на пу­ ти к этой финишной цели.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2