Сибирские огни, 1978, № 6

ЯКОНУР 83 На ладони, на пальцах проступили следы. Земля, смешанная с песком... Всего лишь земля, смешанная с песком. Этот тип, как его, Баранов, нигде не обходится без такого! — Теперь, товарищи, сюда, бросим земли в могилу, чтоб земля бы­ ла пухом уважаемому товарищу, сначала родственники, где родствен­ ники, подходите сюда, пожалуйста... Земля тогда показалась Вдовину теплой в руке. Размял, чтобы не комком, чтобы не услышать стука о дерево... Нет, нет!.. Нет. Чтобы в самом деле помягче ему было... Быстро спрятал руку. От себя. Закопали... Жил человек; закопали. Герасим говорил не как коллега или ученик! Как родной Элэл по крови... Герасим, собственное родство с которым было для Вдовина ощуще­ нием давним и явственным. Он видел в Герасиме много того, что было в нем, было---и от чего сам отказался; ту самую другую половину себя, о которой так и не смог позабыть... Отсюда и особенность отношений, его постоянное внимание к Герасиму... Когда же Герасим враз переменился, приняв его, вдовин- ское,— казалось, можно было радоваться, ведь он одержал, верх, ведь это было подтверждение правильности его собственного жизненного выбора; но разочарование и обида пришли ко Вдовину; обманутые ожи­ дания, вторичное Поражение в его жизни, а от окрепшего ощущения род­ ства — только еще горше, и Вдовин, с постыдной для себя неприязнью к Герасиму, мстил ему— за себя, за несостоявшиеся возможности, ва­ рианты своей судьбы, за то, что не осуществил Герасим его самые глав­ ные и самые тайные надежды... Сегодня не почувствовал ревности... Лишь облегчение. В этом его поражении была его победа. Так нужная ему, такая дол­ гожданная! Вдовин был удовлетворен выбором Герасима. И благодарен ему; словно вследствие этого его, Вдовина, другая, лучшая половина все- таки уцелела,— и, отделившись от него, возродилась и начала в конце концов свое существование. Сам же он, половина, избранная им... Кто скажет о нем? Саня?.. Что скажет Саня? Место в мироздании! Вдовину хорошо были известны два класса отношений учеников с учителем: когда возникает проблема, кому взять на себя хлопоты с наследием и издание трудов; когда такой проблемы не возникает. Эти ребята, едва подошел срок готовить материалы для симпозиума, составили доклад Элэл из своих работ. «Да, это наше»,— ответил Грач. Как-никак, Вдовин исполнял обязанности директора и мог задавать вопросы! «Это наше»,— повторил Грач. Как говорить обо всем этом с сыном?.. Удел всех живущих на Земле... Но с чем ты к нему пришел... И что оставил! С юношеской поры, трудной для него неравной борьбой с родителя­ ми за собственное достоинство, Вдовин сохранил воспоминание о карти­ нах, которые любил.тогда представлять себе. Вот он, взрослый, с друзья­ ми,— с ровесниками, с друзьями старше себя, младше; их соединяют спо­ собность подняться над мелкими страстями и потребностями, сходство в понимании возвышенного, общий дар уловить великое в выпавшем им времени, духовность и благородство их отношений; они ведут беседу, не­ торопливую, доверительную, и он, такой же, как они, также говорит и, говоря, ощущает в их внимании, видит в их глазах одновременно естест- 6*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2