Сибирские огни, 1978, № 6
«ЭЛЛЕИАДА» И ЁЕ СОЗДАТЕЛЬ — Г. В. КСЕНОФОНТОВ 191 ве которых вырос первый том «Истории Якутии». У колыбели этого труда стоял Г. В. Ксенофонтов. Д а и сам Г. В. Ксенофонтов не раз гово рил мне, что нужно продолжить далее вниз по Лене, по направлению к Якутску и Жи- ганску, те археологические раскопки и раз ведки, которые я ещ е в 1925 году начал в верховьях Лены. Сколько раз с тех пор, проплывая по Лене и карабкаясь по диким величественным скалам ее берегов, вспо минал я споры и дискуссии с этим необык новенным человеком. Г. В. Ксенофонтов, как интеллигентный че ловек, ученый с широким кругозором, был чужд какой-либо ограниченности, тем более пренебрежения к другим народам и их культуре. Во время одного из своих выступлений в Якутской секции Восточно-Сибирского отде ления Географического общества он гово рил: «Относиться с уважением и даже лю бовью к том у народу, который вскормил и вспоил нас своими трудами, уделил нам крупицу своих племенных дарований,— это ещ е не значит совершить позорное, предо судительное деяние...» «Шовинист есть тот, кто хвалит без рас суждения все качества своего народа и ху лит все прочие». Эти слова записаны в материалах личного архива Г. В. Ксенофонтова, хранящихся в Якутском филиале Сибирского отделения Академии наук С С С Р . В них слышны отзву ки волнений давно минувших дней... Со временем он начал — не сразу и не без тр уда, но сознательно и честно — усваи вать марксистское понимание историческо го процесса, изживать старое идеалистиче ское наследство во взглядах на историю человечества и еще более вредные пере житки соблазнительно простого «экономи ческого материализма». Хорошо это видно в последней и самой большой его работе — «Ураангхай-Сахалар». О громную роль во всем этом ещ е в дет стве сыграло для него общение со ссыль ными революционерами, людьми, которые учили якутских детей азбуке, а затем и борьбе за свои человеческие права, про буждали в якутском народе политическое самосознание. Но вернемся к том у, что было для него самым близким и ценным в жизни,— к язы ку и литературе, к духовной культуре якут ского народа. Страстная любовь Г. В. Ксенофонтова к своему народу и его культуре, увлечение фольклором и мифологией якутов не ме шали ему глубоко любить и ценить культу ру русского народа. Он так же хорошо владел русским языком, как и якутским. Это был для него второй родной язык. Не случайно принадлежащие ем у переводы якутских былин-олонхо, шаманских текстов и народных песен по красоте и худож ест венной силе являются лучшими из всех из вестных. Вероятно, мало кому известно, что он не только знал всего Пушкина, не только цели ком находился во власти его поэтического гения, но и с таким же творческим пафо сом, как и при изучении якутского эпоса, занимался анализом «Медного всадника». Помню, как однажды вечером увидел Гав риила Васильевича с новой объемистой ру кописью. Это была не знакомая нам «Эл- лейада», а исследование о том , кем был на самом деле тот грозный призрак, который гнался за Евгением на звонко скачущ ем коне. Теперь, наконец, наступило время, когда уцелевший и спасенный монументальный тр уд, дело всей его жизни, его «Эллейада», вышел в свет. Нет сомнения, что он явит ся ценным вкладом в изучение истории и культуры народов Сибири, в богатое фоль клорное наследство якутского народа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2