Сибирские огни, 1978, № 6

«ЭЛЛЕИАДА» И ЁЕ СОЗДАТЕЛЬ — Г. В. КСЕНОФОНТОВ 191 ве которых вырос первый том «Истории Якутии». У колыбели этого труда стоял Г. В. Ксенофонтов. Д а и сам Г. В. Ксенофонтов не раз гово­ рил мне, что нужно продолжить далее вниз по Лене, по направлению к Якутску и Жи- ганску, те археологические раскопки и раз­ ведки, которые я ещ е в 1925 году начал в верховьях Лены. Сколько раз с тех пор, проплывая по Лене и карабкаясь по диким величественным скалам ее берегов, вспо­ минал я споры и дискуссии с этим необык­ новенным человеком. Г. В. Ксенофонтов, как интеллигентный че­ ловек, ученый с широким кругозором, был чужд какой-либо ограниченности, тем более пренебрежения к другим народам и их культуре. Во время одного из своих выступлений в Якутской секции Восточно-Сибирского отде­ ления Географического общества он гово­ рил: «Относиться с уважением и даже лю­ бовью к том у народу, который вскормил и вспоил нас своими трудами, уделил нам крупицу своих племенных дарований,— это ещ е не значит совершить позорное, предо­ судительное деяние...» «Шовинист есть тот, кто хвалит без рас­ суждения все качества своего народа и ху­ лит все прочие». Эти слова записаны в материалах личного архива Г. В. Ксенофонтова, хранящихся в Якутском филиале Сибирского отделения Академии наук С С С Р . В них слышны отзву­ ки волнений давно минувших дней... Со временем он начал — не сразу и не без тр уда, но сознательно и честно — усваи­ вать марксистское понимание историческо­ го процесса, изживать старое идеалистиче­ ское наследство во взглядах на историю человечества и еще более вредные пере­ житки соблазнительно простого «экономи­ ческого материализма». Хорошо это видно в последней и самой большой его работе — «Ураангхай-Сахалар». О громную роль во всем этом ещ е в дет­ стве сыграло для него общение со ссыль­ ными революционерами, людьми, которые учили якутских детей азбуке, а затем и борьбе за свои человеческие права, про­ буждали в якутском народе политическое самосознание. Но вернемся к том у, что было для него самым близким и ценным в жизни,— к язы­ ку и литературе, к духовной культуре якут­ ского народа. Страстная любовь Г. В. Ксенофонтова к своему народу и его культуре, увлечение фольклором и мифологией якутов не ме­ шали ему глубоко любить и ценить культу­ ру русского народа. Он так же хорошо владел русским языком, как и якутским. Это был для него второй родной язык. Не случайно принадлежащие ем у переводы якутских былин-олонхо, шаманских текстов и народных песен по красоте и худож ест­ венной силе являются лучшими из всех из­ вестных. Вероятно, мало кому известно, что он не только знал всего Пушкина, не только цели­ ком находился во власти его поэтического гения, но и с таким же творческим пафо­ сом, как и при изучении якутского эпоса, занимался анализом «Медного всадника». Помню, как однажды вечером увидел Гав­ риила Васильевича с новой объемистой ру­ кописью. Это была не знакомая нам «Эл- лейада», а исследование о том , кем был на самом деле тот грозный призрак, который гнался за Евгением на звонко скачущ ем коне. Теперь, наконец, наступило время, когда уцелевший и спасенный монументальный тр уд, дело всей его жизни, его «Эллейада», вышел в свет. Нет сомнения, что он явит­ ся ценным вкладом в изучение истории и культуры народов Сибири, в богатое фоль­ клорное наследство якутского народа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2