Сибирские огни, 1978, № 6
190 А. П. ОКЛАДНИКОВ Так, например, побывав в Минусинских степях, он был поражен величественными курганами вблизи Абакана, и там ему при шла в голову идея, которая сразу же вызва ла резкий протест сибирских археологов. Минусинские курганы, утверждал он, перво начально не были полусферическими или коническими насыпями, как теперь они вы глядят. Они имели форм у четырехскатных пирамид. О тсюда мысль Ксенофонтова двинулась дальше, но опять же через родной для не го мир якутского фольклора. Сам того не подозревая, сибирский исследователь по шел по тому же пути, что и знаменитый английский ученый Дж ем с Ф р езер , по пути сравнения знакомых ем у с детства фоль клорных сюжетов «Эллейады» с мифоло гией Библии, с Ветхим Заветом. Так блестя ще подтвердилась мысль о том , что древ няя якутская мифология и скотоводческая религия предков якутов уходят своими кор нями в глубокую старину скотоводческих племен и принесены с юга на север Азии. О тсюда оставался один шаг к поискам родства м ежду пирамидальными вначале, по мнению Ксенофонтова, енисейскими кур ганами и... египетскими пирамидами. И то и другое возникло, по его мнению, на исто рически общей почве, где и следовало искать корни древней якутской религии и мифов. В Минусинских степях он обратил внима ние на столь же загадочные каменные из ваяния — стелы с выбитыми на них удиви тельными рогатыми личинами в странных и чудовищных головных уборах. Многие рз таких личин были окружены лучистым сия нием, а поперек у них видна была перемыч ка или перекладина. Смысл этих странных перемычек оставался совершенно темным, как, впрочем, и самих изображений в це лом. Вдохновленный своими фольклорными изысканиями, Г. В. Ксенофонтов предложил новое и совершенно необычное толкование загадочным минусинским стелам. Согласно его взглядам , это были изображения стра дающего божества — тяглового животного, обожествленного древними скотоводами. Перемычка посреди рогатой бычьей личи ны обозначала, по его мнению, узд у или ярмо. Таким образом, быкоголовое, страда ющее под ярмом божество, которому по клонялись древние минусинские скотоводы бронзового века, является предшественни ком и предком Христа. Подтверждение своей гипотезе он находил в древней язы ческой религии предков якутов, обожеств лявших небо в образе жеребца — Джесе- гея, а праматерь людей — в облике кобы лицы Ийэхсыт. Поток этих мыслей был таким стреми тельным, что за ним трудно было уследить, а еще труднее было согласиться с ним. Но многое в его рассуждениях было соблазни тельно и правдоподобно. Во всяком случае, каждому, кто хотя бы немного был осве домлен в мировом фольклоре и в истории религий Востока, ясно было, что в якутских мифах действительно есть много общего с мифологией скотоводческих племен Азии, и в том числе с библейскими мифами, хотя, разумеется, искать прямые пути, связываю щие Египет, древний Израиль и предков якутов,— дело безнадежное. Вместе с тем интересно было и другое. Смелые наблюдения и гипотезы Ксенофон това, доказывавшего, что священная книга всего христианского мира, Библия, является родной сестрой якутским мифам, были на правлены против расовой гордости евро поцентристов, против пропаганды расовой исключительности. Эти наблюдения и материалы, с другой стороны, давали оружие в руки пропаган- дистов-антирелигиозников, вооружали их знанием истоков библейской мифологии, ее земных корней в жизни древних скотовод ческих народов Азии. А я как раз в то вре мя, по поручению комсомола, с увлечени ем, свойственным юности, занимался Имен но такой работой. Но не меньше волнуют и др/ги е исследо вания Г. В. Ксенофонтова, на этот раз уже непосредственно связанные с археологией родного ем у Ленского краб. Работы эти касались давно уже известных в Дитературе, но, по сущ еству, еще совершенно не изу ченных наскальных рисунков по берегам Лены м ежду Якутском и Олёкминском. Г. В. Ксенофонтов впервые обследовал и скопировал от руки серию интереснейших писаниц, а затем посвятил им специальную статью , изданную в журнале «Бурятиеведе- ние». И эти наскальные рисунки он тоже интерпретировал по-своему, свежо и ори гинально. Как и всегда, исходной почвой для такой интерпретации ем у послужил якутский фольклор. В сущности говоря, в нем содержалась готовая концепция: мест ные жители, видевшие против села Тойон- Арыы на высоком правом берегу реки Ле ны изображение двух животных, стоящих друг против друга, считали, что здесь пока зана борьба оленя и быка. Продолжая эту мысль, Г. В. Ксенофонтов писал, что писа ница на скале у Тойон-Арыы относится к времени первоначального столкновения скотоводов-предков якутов с аборигенами Ленского края, тунгусами. Писаница эта бы ла, таким образом, как бы иллюстрацией к известной исторической легенде, зафикси рованной в свое время Гмелиным, о борь бе первых якутов ¿ тунгусами на берегах Лены вблизи устья речки Патомы. Правда, на Тойон-Аринской писанице в действитель ности нет никакого быка, а есть только лоси. Но влияние старой фольклорной тра диции было столь велико, что сам Г. В. Ксе нофонтов, как и его информаторы-сказите ли, нисколько не сомневался в том, что на скале и на самом деле нарисована схватка лося, олицетворявшего тунгусское племя, с быком, олицетворявшим якутое-скотово- дов. Еще интереснее были его попытки уви деть в наскальных рисунках отголоски руни ческой письменности древних тюрков и якутского шаманства далекого прошлого. Эти его исследования проложили путь к последующим археологическим исследова ниям, организованным по инициативе Якут ского научно-исследовательского Института языка и культуры при СНК ЯАССР, на осно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2