Сибирские огни, 1978, № 6
ЭЛЛЕЙАДА» И ЕЕ СОЗДАТЕЛЬ — Г. В. КСЕНОФОНТОВ 189 Однако, наряду с циклом легенд об Эл- лее, который согласно легендам плыл с вер ховьев Лены на плоте или на коряге вниз, к двум Священным горам, Итык Хая, целый ряд преданий, собранных в «Эллейаде» Ксе- нофонтова, рассказывал об исторических событиях, происходивших на Вилюе. Эти предания связаны с именами двух главных героев: кангаласского тойона Тыгы- на и старухи Дж аардах, или вернее — ее сыновей, бежавших «по совету матери, од ной из жен отца Тыгына, «на жирный Ви люй», чтобы избежать притеснений со сто роны своего старшего брата. Обнаружив в вилюйских легендах, дати руемых упоминанием в них имен Тыгына, черты более примитивного охотничье-рыбо- ловного хозяйства и оленеводства, Г. В. Ксенофонтов пришел к выводу, что вилюй- ский комплекс легенд отражает очень важ ный исторический ф акт: существование на ряду с основным скотоводческим пластом якутского народа еще одного культурно- этнического компонента. Компонент этот состоял из предков вилюйчан-курыканов, живших скачала в Прибайкалье, а затем пе реселившихся на Север под давлением вра гов и «сбросивших» в бассейн Вилюя объ- якученных тунгусов... Именно эти «промыш ленники, охотники и рыболовы», а не скотоводы, как думали все предшественни ки Ксенофонтова, стремившиеся обосновать вывод о южном происхождении якутского народа, «дали первый толчок к переселе ниям на север». Им принадлежала «Оленекская хосунная эпопея», отражающая столкновение олене водов — предков северных якутов, воору женных железными орудиями и оружием,— с аборигенами края — тунгусами, стоявшими на уровне неолита. Документальным свидетельством столкно вения двух культур были, по мнению Ксено фонтова, археологические раскопки на тер ритории Прибайкалья, во время которых, по данным Б. Э. Петри, постоянно встреча лись вместе каменные и металлические из делия. Если та к. было на юге, в Прибайка лье, то столкновение двух культур — желез ного и каменного века — было, как полагал Ксенофонтов, еще более контрастным и даже трагическим. Путь распространения железа на севере был, по его образному выражению, «полит целыми потоками кро ви» побежденных аборигенов. Так родилась обширная монография, по священная предкам якутов, их древней культуре и переселениям с юга на север: «Ураангхай-Сахалар», изданная в Иркут ске в 1937 г. В ней собран был и по-своему осмыслен огромный новый и старый мате риал, поднято множество вопросов ранней истории Сибири, прошлого тюркских, тунгу со-маньчжурских и монгольских народов. Конечно, уже тогда было ясно, что мифо логический основной комплекс «Эллейады» лишь условно можно было назвать устной летописью древних якутов. Тем более труд но увидеть в цикле вилюйских легенд о старухе Джаардах и ее сыновьях, о бегстве их от Тыгына свидетельство о первом эта пе продвижения охотников и оленеводов — предков якутов на Север. Само собой разум еется, что «хосунный эпос северных якутов» тоже представляет собой очень своеобразный аборигенный комплекс, всеми корнями уходящий в фоль клор оленеводов и охотников на дикого се верного оленя, бродивших по тундре, начи ная с неолита, а может быть, и с палеолита. Но поразил, во-первых, удивительный раз мах мыслей и смелость гипотез, а еще больше того — красочный и образный язык их автора, убежденность и увлечение, с ка кими эти гипотезы излагались. Этой увлеченности исследователя было трудно противостоять. Его энтузиазм и глу бокая вера в показания фольклора гипно тизировали даже самых упорных скепти ков. Совершенно очевидно было и то, что, как бы мы ни относились ко всем этим новым оригинальным концепциям, они будили творческую мысль и звали исследователей вперед. Еще важнее было то, что Г. В. Ксенофон тов выделил эти большие фольклорные циклы: мифы об Эллее и Омогое, истори ческие легенды вилюйчан и «Оленекскую хосунную эпопею», а также впервые дал капитальные сводки различных вариантов легенд об этих героях эпоса якутов. В его исследованиях особое и исключительно важное место занимала далее такая свое образная и специфическая для сибирской этнографии тема, как шаманство. Каждого, кто появлялся в деревянном до ме на одной из старых иркутских улиц (ны не улица Декабрьских событий) и интере совался прошлым якутского народа, сразу охватывала своеобразная атмосфера якут ской старины. Хозяин квартиры с таким же волнением, с каким он развертывал и пе релистывал страницы' своей «Эллейады», вынимал одну за другой папки, в которых содержались единственные в мире записи обрядовых действий — мистерий якутских и тунгусских шаманов. Это было огромное богатство, настоящее сокровище, ценность которого в полной мере невозможно было определить даже опытному знатоку-специа- листу. Мне довелось в какой-то мере принять участие и в публикации исследований Г. В. Ксенофонтова, связанных материалом по шаманству якутов и их соседей. Это бы ла работа с несколько неожиданным назва нием: «Культ сумасшествия в урало-алтай ском шаманстве». Здесь шла речь о шаман ском экстазе и верованиях шаманистов, согласно которым шаманские духи воплоща ются в тело шамана. Позже появилась но вая большая работа под названием «Хре- стес», в которой публиковался обширный материал по шаманству якутов и соседних с ними северных народов. В своих исследованиях Г. В. Ксенофонтов все больше и больше расширял круг при влекаемых аналогий, а затем вышел далеко за пределы Сибири. Пути его поисков, во круг которых шли тогда нередко горячие споры, были часто совершенно неожидан ными, но никогда не могли оставить собе седника равнодушным.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2