Сибирские огни, 1978, № 6

А. П. Окладников, академик «ЭЛЛЕЙАДА» И ЕЕ СОЗДАТЕЛЬ- Г. В. КСЕНОФОНТОВ В этом году вышло замечательное соб­ рание вариантов якутской исторической мифологии, легенд о первопредках якут­ ского народа, подготовленное видным пред­ ставителем национальной якутской интелли­ генции, ученым фольклористом и истори­ ком Г. В. Ксенофонтовым. В 1978 году от­ мечается и другое событие: 90 лет со дня рождения автора «Эллейады». В связи с этим уместно вспомнить о мес­ те, которое занимает в истории сибирской этнографии и фольклористики имя Ксено- фонтова, человека ¿ложной и трудной судьбы г человека незаурядного, яркого, та­ лантливого. В конце двадцатых — начале тридцатых годов тихий Иркутск был, как и встарь, признанным центром Сибири, своего рода научным и культурным «лидером» огром­ ного края, простиравшегося от Енисея до Тихого океана. Здесь находился Восточно- Сибирский отдел Русского Географическо­ го общества, а также созданный общест­ вом прекрасный музей, среди коллекций которого находились первоклассные этно­ графические материалы, собранные в свое время выдающимися исследователями Си­ бири В. Г. Богоразом, В. И. Иохельсоном, основоположником б ур ятско й фольклори­ стики М. Н. Хангаловым. В этом музее, кстати, я и начинал свою научную деятель­ ность. Меня, тогда еще студента, по реко­ мендации моего первого вдохновителя и учителя, профессора Б. Э. Петри, пригла­ сил на должность заведующ его этнографи­ ческим отделом музея тогдашний его ди­ ректор профессор Н. Н. Козьмин — изве­ стный сибирский историк и общественный деятель. Гордостью Иркутска был и университет. В составе университетских кафедр не по­ следнее место занимала кафедра археоло­ гии и этнографии, во главе которой стоял Б. Э. Петри. Бернгард Эдуардович, ученик академика В. В. Радлова и Л. Я. Ш тернбер­ га, с конца девятисотых годов прочно, а за­ тем и навсегда связал свою жизнь и судьбу с Сибирью. У него была редкая и завидная способ­ но сть— обрастать талантливыми и энергич­ ными людьми, преданными науке. Он умел замечать у молодых людей ростки таланта и с большим тактом взращивал эти рост­ ки. Правда, настоящей «школы» — в смысле определенного научного направления — ему создать не удалось; все его питомцы имели свои взгляды , свое собственное ми­ ровоззрение и характер, свой собственный «почерк» в науке. Да и не так просто было это сделать: подбор «птенцов» у Петри ока­ зался таким, что привить им какой-либо взгляд, какую-либо точку зрения, им чуж­ дую , было попросту невозможно. Но зато именно отсюда, из окружения Петри, вы­ шел ряд видных работников науки, имена которых стали известными далеко за преде­ лами Иркутска и Сибири именно потому, что все они сумели сказать свое собствен­ ное слово в науке. О тсюда вышли, напри­ мер, Г. Ф . Дебец, Г. П. Сосновский, М. М. Герасимов. Среди сотрудников и учеников Б. Э. Пет­ ри я встретил и еще одного человека, пер­ вая же встреча с которым поразила меня. Это был его ассистент Гавриил Васильевич Ксенофонтов. Он привлек меня сразу необыкновенной страстностью и эмоциональной силой речи. В нем, казалось, пылал неугасимый внутрен­ ний огонь. Выразительное, красивое лицо этого человека становилось даже яростным и страшным, когда он опровергал доводы своих противников и громил ненавистные для него построения... Позже я узнал, что Г. В. Ксенофонтов окончил до революции юридический ф а­ культет. Но теперь весь его страстный тем ­ перамент и талант оратора-публициста был целиком посвящен истории его народа и страны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2