Сибирские огни, 1978, № 6
180 ВИТАЛИЙ КОРЖЕВ стучаться в заповедные ранее области ли рики. Очевидно, это и неизбежно: анализ и пафос, глубинное постижение сложного и быстро меняющегося мира и мгновенная душевная реакция на него, суровая реаль ность и полет мечты, фантазии вовсе не исключают друг друга (разум еется, если художнически, психологически сделано все это совершенно, профессионально). Вооб ще, как мне кажется,, наша поэзия под ходит сейчас к рубежам, где должно на чаться новое и более сложное, «синте тическое» освоение мира и жизни — «сегодняшней, этой, всей до капли!» (по выражению А. Плитченко). Достоинство написанных за последние 4— 5 лет стихотворных циклов А . Плитченко («Из летнего дневника», «Осенний днев ник», «Любовь к снегу», «Из книги новых стихотворений») как раз и состоит в том, что автор стремится и умеет ухватить в слове поэтическом наш мир и нашу жизнь органически целостно и в ее сложных диа лектических противоречиях. Как и прежде, здесь нас трогает тонкое чувство нераз дельности, слитности лирического героя с родной природой, чувство, особенно обо стренное в эпоху научно-технической ре волюции, волнует глубина страдания и бо ли, когда герой становится очевидцем или свидетелем хищнического, варварского от ношения к праматери рода человеческого, 'что является первым и прямым признаком утраты духовности людьми. Поэт находит гневные, даже злые и — вместе с тем — весомые и точные слова, клеймящие иных «любителей порезвиться» на лоне природы: А тут еще под выходной. На мотоцикле грязном шпаря, С ружьем двуствольным за спиной — Здоровая окликнет харя... Не дрогнет рыжая рука В лесу у этого подонка. Когда он глупого зверька Убьет, как малого ребенка. Определения и характеристики здесь до статочно выразительны и совсем недву смысленны: недаром ведь браконьерство сравнивается с детоубийством. И это — совершенно в духе мироощущения и поэ тики А . Плитченко, переходящего от востор женных гимнов природе к патетике прямо го и беспощадного обличения ее душ егу бов. Гражданственный тонус подобных стихов несомненен. Активно воюяя за охрану ок ружающей среды, поэт одновременно ве дет и главный свой бой — за человеческое в человеке. Так, рассказав о некогда прек расной, чистой, но ныне исчезнувшей («словно бы и не текла») речке Антропке, автор приходит к важным обобщениям: Пахоты больше, скотины. Меньше околков и рек. Только не хлебом единым Жив на земле человек. Жалко и рыбу, и зверя. Речку, что так хорош а. Только страшнее потеря. Имя которой — Душа. Гуманистический пафос пронизывает дра матические, а порою и трагические колли зии поэтических циклов А . Плитченко. Зем ные, бытовые реалии человеческой жизни (а тут есть и стихи, имеющие определенный, балладного типа, сюжет) прочно сплавлены у автора с образными ассоциациями и па раллелями субъективного, очень личностно го, характера. Лирическое «я» поэта оказы вается вовлеченным в кипящий водоворот жизни со всеми ее радостями и тревогами, любовью и смертью , противостоянием и противоборством полярных характеров и страстей. Это же лирическое «я» объединя ет отдельные стихотворения в единое идей но-тематическое целое, что приближает каждый цикл по своим жанровым характе ристикам и особенностям к поэме... Художественный талант А. Плитченко продолжает ныне развиваться и совершен ствоваться. Писатели его поколения, еще лет десять-двенадцать назад ходившие в «молодых» и «начинающих», сегодня во многом определяют главные тенденции и направления нашей литературы. И каждому из них хочется адресовать пожелание, при зыв поэта: Чтоб ты не утратил свободы О родине плакать и петь. Чтоб светлые души природы В тебе не угаснули впредь...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2