Сибирские огни, 1978, № 6
РОДНОЕ ВРЕМЯ 179 волнующие сегодня сельских мальчишек, современные технические термины, обле ченные в древние гекзаметры в речи поэти ческой, уже вызывают ироническую усм еш ку. Усм еш ку, возможно, грустноватую : ведь когда-то на языках деревенских ребятишек вертелись не «картеры» и «фрикционы», а «супонь да шлея». Но это было в детстве лирического героя... Ирония (и самоирония) движет автором и в его высказываниях насчет противоречи вости развития нашей поэзии. Действитель но: в жизни — ДТ, а в стихах — «табуны, та буны»; в них, правда, пасутся и его собст венные «Четыре белых коня» (название од ной из книг А . Плитченко), но он, «греш ный» автор», вовсе не «отрекается» от них и «каяться» не собирается. Наконец, торжественно обращаясь к «вос певаемому» ДТ, поэт утвердительно заяв ляет: «Не залягает тебя патриархальный Пегас!» Ну, куда уж там! В наше-то время!?. Хотя «патриархальный Пегас» еще по-прежнему исправно служит некоторым поэтам... В принципе, собственно, вопросы в сти хотворении ставятся довольно серьезные. Но ставятся столь же легко, сколь и снима ются. Но снимаются легко лишь теоретиче ски, умозрительно. А практически, в жиз ни?.. Ирония в стихотворении — как бумеранг, она и умышленно снижает тем у, и снова возвращает ее к исходному состоянию , по казывая жизненную , а не умозрительную сложность решения декларированных проб лем. Противоречивость и контрастность жиз ненных и временных явлений й рядов, свое образно преломленных через иронию, ощу тимы даже в эпиграфе, взятом из извест ной песни,— «Мы с железным конем...». Эпиграфе бодром, жизнеутверждающ ем, серьезном. (Правда, по понятным литера турным ассоциациям сразу же припомина ется опять-таки есенинская «стальная кон ница», победившая «живых коней»,— дра матическое ощущение этого образа не отпускает нас.) Однако под напором иронии стиха серь езность эпиграфа поначалу кажется мни мой. Но в стихотворении, начатом как сомни тельная ода Д Т, есть и объективное приз нание «чумазого детища века»: Эта земнее любовь, эта надежнее сила. Это сегодняшних дней правда о нашем селе. Поэтический бумеранг срабатывает, и эпиграф, использование которого в ирони ческом стихотворении можно было бы счесть, мягко выражаясь, неуместным, вновь обретает свое жизненное звучание. Пегас в стихотворении — миф , и, как поч ти гомеровские гекзаметры , условно гово ря, не более чем формальный антураж сти ха. Тем не менее, древний эпический стиль помогает поэту выразить современное со держание. «Очень легко установить,— го ворит В. Ш кловский,— связь одного худож ника с другим через повторение так назы 12* ваемой формы, но это дает мало, потому что происходит переосмысление этой фор мы, а тем самым она не старая, а уже но вая». Вот еще одно стихотворение А . Плитчен ко, написанное а древнем эпическом стиле (только вместо дактиля — здесь анапест): Не случайным трамвайным билетом в кармане рубашки. Не иной бесполезною мелочью городской ■— Будет весь в первой встречной крестьянской избушке. Пичужке, ромашке — Слит и спаян с моею дорогой, любовью, тоской — Город. Не от него уезжаю и езжу по селам родимым. Езжу с ним. Это мне, это городу — необходимо. Стихотворение примечательно признани ем ' прочности связей лирического героя с городом. И тут нет уже ни грана иронии... А . Плитченко никогда не прекращал и не прекращает своих социально-нравственных и идейно-стилевых исканий. Поэтические удачи всегда ждали и ждут его не на пути сомнительных сравнений-противопоставле ний города и деревни, как в стихотворении «Бывая в дальних городах...». Сама жизнь, тревожное и родное Время подсказывают поэту важные темы и верные художествен ные решения, и он, не уставая воспевать, славить «милую отчину» и природу, вносит существенные коррективы в свое отноше ние к городу: ведь как-никак здесь теперь его работа, семья, друзья, он уже основа тельно прикипел к городу. Д а и необрати мым сельским переменам он находит те перь более прочное и весомое идейно-ху дожественное обоснование. Полемический выпад против некоторых рьяных ревните лей старины, воздыхателей о «протяжной, лихой, расписной» Руси ощутим в «Стан сах»: Не вся Россия — Сельская изба. Да из избы ль пришла на избы мода?! Не церковь, не изба, не городьба — Волнуют судьбы русского народа. Любить Россию, Родину любить, Родной душе по-братски отзываться. И знать, что русским от рожденья быть — Не значит всуе русским называться. Чувство общественной активности движет автором этих строк, волнение за судьбы страны, «судьбы русского народа» поднима ет стих на уровень значительного граждан ского и социального обобщения. ...Духовные и нравственно-этические про блемы взаимоотношений человека с при родой ныне обретают всеобщий, гло бальный социальный характер. Экологиче ский «взрыв», опосредованный в искусстве через контрастность человеческих .судеб, характеров, страстей, неотвратимо должен был придать лирике природы гражданст венное звучание. В жанровом отношении все это для нашей поэзии обернулось о д ной примечательной чертой, даже тенден цией ее развития: эпос начал настойчиво
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2