Сибирские огни, 1978, № 6

РОДНОЕ ВРЕМЯ 177 Грозно рушится Дерево дня. Молодыми ветрами отпето. Не казня никого, не виня. Задыхается Белое лето! Драм а природы является, вместе с тем , и драмой времени; «масштабы» бедствия ук­ рупняю тся оттого, что ем у придается из­ вестная временная протяженность; ведь «рушится дерево дня», «зады хается белое лето». Обобщенный и, может показаться, не­ сколько абстрактный образ зады хающегося «белого л ета».уси ле н и конкретизирован в стихотворении образом трагическим, до бо­ ли зримым, символизирующ ем опустошен­ ность и разорение: Пало дерево. Тягостный вздох. Пало доброе, пало святое... И летит над поляной гнездо. Хорошо хоть — пустое. В этом же стихотворении есть строки, ко­ торые проясняю т главную , пожалуй, особен­ ность восприятия и изображения поэтом природы : Опустели небеса, сникли голубые, и тихо плакала роса — слово загубили. Гибель дерева ассоциируется в сознании героя с гибелью слова! Д ерево — слово... Так характерная для поэзии А . Плитчен- ко одушевленность природы перерастает в ее одухотворенность — качество, свойст­ венное только человеку. В другом стихотворении («Я дум аю — жи­ вы покуда...») поэт проводит прямые анало­ гии м еж ду «чудом языка» «крестьянской поры» и «деревьями, травами, облаками», говорит о вечности, которая ждет «славян­ ские плачи полыни и белых былин обла­ ка» («плач», как и «былины», здесь и фоль­ клорный жанр,— таков, к примеру, плач Ярославны в «Слове о полку И гореве»; и в то ж е время выразительный поэтический образ,— очень точно само это сочетание: плач — горькой! — полыни). На подобных же связях и сопоставлениях строится поэ­ тический образ во многих стихотворениях: «льется золото речений сенокосной сторо­ ны»; «...возникаю т рассветы, как эти про­ стые слова»; «то день или дуб прорастает, то свет или песня звучит»; «вырастут цве­ ты , чтоб стать словами» и т. д. В понимании автора, слово — не только речь, язык, но и, преж де всего, признак, символ духа, духовности, одухотворенно­ сти. Вот такой-то духовностью поэт и наде­ ляет щ едро природу, любовь к которой гра­ ничит у него почти с пантеистическим прек­ лонением. О тсюда становятся понятными и художественно-оправданными те удиви­ тельные метаморфозы , которые нередко происходят в поэтическом мире А . Плит- ченко: если живая душ а природы способна подняться до высот человеческого духа, то ещ е естественней и закономерней выгля- 12 Сибирские огни № 6 дят превращения и перевоплощения внут­ ри самой природы, переходы ее от одной формы к другой и т. д . Поэтому в вообра­ жении лирического героя «темная птица», что, ночью «качаясь, клюет небосвод», оказывается утром деревом — «детищ ем света» и снова уподобляется «светлой», «дивной птице» («О бидел товарищ ...»), а жеребенок с «удлиненными, как листья, удивленными очами» к осени возвращ ает­ ся «кобылицей в сад мой — яблонью д о ­ машней...» («Яблоня — белая кобылица»). Как все меняется! Что было раньше птицей. Теперь лежит написанной страницей: Мысль некогда была простым цветком: Поэма шествовала медленным быком; А то, что было мною, то, быть может. Опять растет и мир растений множит... Эти строки из «М етаморфоз» Н. Заболоц­ кого помогают понять, какой именно поэти­ ческой традиции в мироощущении и вос­ приятии природы следует А . Плитченко. Однако вот что любопытно: его поэтика, стилистика обнаруживает какое-то сходство не с Заболоцким или, допустим, Пастерна­ ком, но, скорее, с Блоком и Есениным (при всей непохожести этих поэтов!). Разум еет­ ся, речь идет здесь не о слепом подража­ нии, а о плодотворной учебе. И все же сле­ дующие строки А. Плитченко о родине: Мне дальние взгляды селений, мне горькие очи твои — за смутные годы сомнений, за дни безответной любви,— эти строки появились, каж ется, не без влия­ ния А . Блока: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои. Твои мне песни ветровые— Как слезы первые любви. «Сила, красота и добро окружающ ей те­ бя близкой жизни»... Об этом — опубликованные в середине 70-х годов крупные поэтические циклы А. Плитченко «Из летнего дневника», «О сен­ ний дневник», «Любовь к снегу», «Из книги новых стихотворений», «Крылья». Как вид­ но уже из самих названий, различные по со­ держанию и форм е стихи сцементированы в этих циклах «дневниковой», «календар­ ной» композицией, определяющ ей их эмо­ циональный настрой, лирическую окрашен­ ность и тональность. Вм есте с тем , образы «времен года» вырастают под пером поэта в многообъемлющий образ самого движ у­ щегося и родного Времени. Продолжая и развивая тематику и проблематику преды ­ дущ их книг, складываясь из идейно-худо­ жественного осмысления прошлого, воспо­ минаний и непростых раздумий о современ­ ности, стихи становятся впечатляющим поэтическим рассказом о жизни народа, по­ коления (к которому принадлежит и сам ав­ тор), о его гражданских и нравственных по­ исках смысла и правды, красоты и добра жизни... , Попытки соединения всего того лучшего, что есть в городе и есть в деревне; про­ должаю т оставаться в центре идейно-этиче­ ских устрем лений и помыслов лирического

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2