Сибирские огни, 1978, № 6
РОДНОЕ ВРЕМЯ 175 Ну, насчет судьбы, сложной, драматиче ской, мы уже говорили и скажем еще. А вот что такое «обобщенный (?) народный харак тер»? Катерина — художественный тип, тип рус ской женщины-крестьянки со своим инди видуальным и неповторимым характером и со своей особой судьбой. И никаких «пре тензий на какой-то «обобщенный (?) народ ный характер» у автора на этот счет нет. Есть только «претензии» к автору со сторо ны рецензента, запутавшегося в собствен ном литературоведческо-терминологиче ском хозяйстве... Поэма заканчивается несколько неожи данно— подлинными газетными объявле ниями: «Приглашают на работу...», «Требу ются...», «Требуются...» и т. д. Что выберет Катерина — «постоянную и временную», как пишется в объявлениях, работу в городе и разделит судьбу Нади Капустиной или возвратится в родные края, куда зовет ее Василий Григорьев? Автор не дает прямого ответа. Но всей художественной логикой произведения за ставляет нас поверить, что Катерина, более сильная духом , более тонкая и цельная на турой, чем Надя Капустина, все-таки — вер нется... Вернется, пусть даже не к Григорье ву (а, впрочем, к кому же еще?),— вернется туда, где она будет чувствовать себя полез ной и нужной людям, где «заветная, где ма ленькая родина» ее... Последняя главка повести, названная «Временно и постоянно», имеет символиче ский подтекст, хотя внешне и говорится здесь о газетных приглашениях на «постоян ную и временную» работу в городе, да о том, что Катерина «остановилась покуда» у Нади Капустиной. Сокровенный же смысл вот в чем. «Вре м енно»— это житейские и духовные блуж дания и заблуждения героини, которые не минуемо должны обернуться чистилищем ее души. «Постоянно» — все то, откуда она «временно» ушла, чтобы понять «силу, кра соту и добро окружающей тебя близкой жизни...» (М . Пришвин)... Творчество А . Плитченко своими корнями уходит в толщь народной жизни, форми рующей главные черты и особенности рус ского национального характера: Русь — От края до края. Красоту ее, Речь — Рождены мы не хаять, А любить и беречь. Народно-песенная стихия, фольклорное видение мира пронизывают собой все поры художественного организма, определяют поэтику, лексический и ритмико-интонаци онный строй и лад стихов поэта. Вот харак терный образно-ассоциативный ряд в од ном из его ранних стихотворений: Придумай два словечка, Две почки приоткрой. Два солнечных колечка Пусти по мостовой. Дальше эти «два словечка» оказываются «двумя солнечными ручьями»,, «двумя ка пельками», что принимают в себя то реч ка, то поле, и, наконец, «двумя зерна ми»,— типично фольклорное мировосприя тие и жизнеощущение! Ясность, прозрачность красок, простота и естественность выражения, музыкальность строки, неподдельный лиризм, четкость мысли — вот что рождает в душе читателя благодарное ответное сопереживание при знакомстве со стихами А. Плитченко. А когда покидал он родное село. Напоследок испил из колодца, — Светлым холодом родины Душу свело, И поныне — чуть что — отдается. В этом коротеньком стихотворении («Пос ледний глоток») вскрыт главный — драмати ческий! — нерв всего творчества поэта. Истоки его художественного вдохновения очевидны: это Родина — малая и большая, это родная, «нерукотворная» природа и; сельщина, современная деревня, ее дела и заботы, быт и нравы. Это, наконец, отец и мать, глубокое уважение к многовековому опыту и мудрости русского народа, святая тревога за его судьбу, за его будущ ее. Милой отчины славлю края! Тут еще не однажды родится Песня тихая. Песня моя От живого дыхания птицы. В книге с характерным названием «Род ня» автор уже самими заголовками стихо творений просто и конкретно очерчивает круг своих героев, к которым он глубоко неравнодушен: «Батя», «Мама», «Миша-ко- нюх», «Мужик с плугом»... А вот и место и время их действия: «Поле», «Полдень», «Март», «До посева», «Гроселок», «Лес»... А. Плитченко, как и многие из его това рищей по литературному «цеху», отнюдь не тщится разъять мир, «поверить алгеброй гармонию», а берет по обыкновению це лостный кусок живой жизни, из которого и должна естественно и свободно выкристал лизоваться основная, обобщающая мысль стиха, выплеснуться его внутренний пафос, потаенная до поры до времени страсть. Это, однако, не означает, что автор беспристра стен к деталям и частностям вещного мира и характера человеческого. Нет, и тут он стремится уловить тончайшие оттенки, нюансы, штрихи, мельчайшие, сокровенные черточки. И от этого его поэтическая кар тина мира, характер человека становятся полнее, объемнее, пластичнее, зримее... Утверждение непреходящих, традицион но-устойчивых нравственных и материаль ных ценностей, накопленных нашим на родом за свою многовековую историю, сочетается у поэта с жаждой духовного об новления человека, с жаждой, все более неутолимой, но далеко еще не всегда обре таемой. И именно к духовности взывает поэт, когда настойчиво и последовательно вскрывает новые и новые пласты маги стральной темы своего творчества — темы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2