Сибирские огни, 1978, № 6
172 ВИТАЛИЙ КОРЖЕВ ший в Григорьеве «большой внутренний такт, душевную доброту и красоту» '. Ф . Ильин сочувственно цитирует строки из письма Григорьева покинувшей его Катери не, «славного, человечного письма, в кото ром сквозь обстоятельное по-крестьянски перечисление местных новостей пробивает ся живая человеческая боль»: Я тебя не виню. Хоть на сердце паскудно и больно. Ведь любил я тебя на всем свете —одну. Оставайся, живи. если радостно там и спокойно. Если нет — приезжай, никогда тебя не попрекну. И ребенка теперь заведи ты, Катюша, хотя бы. Ненадежны бездетны е семьи, слабы... Какой же это «посконнс-суконный слог» «неестественно кондового (?!) колхозника»?! Здесь, как и везде в поэме, живая, разго ворная, народная русская речь... Немного наивный, добрый, честный и скромный труженик села, Василий Григорь ев, к сожалению, лишен каких-то больших духовных запросов и интересов. В этом — его беда, но не вина. Один из рецензентов поэмы — Г. Рюмин — писал: «Разобраться в истинной причине ухода жены Василий все же не может, и в этом определенная противоречивость обра за Григорьева»1 2. Однако никакой «противоречивости» в образе Григорьева нет, ибо он — натура по- своему цельная, выпестованная деревней в самые трудные годы ее жизни. И если б понимал с самого начала Василий «истин ную причину» своих размолвок с женой, ее отчужденности от него, то и не ушла бы Катерина, и никакой драмы (а значит, и поэ мы !) не было бы,— все свелось бы к само му банальному адюльтеру, ради которого поэту не стоило браться за перо. Душевно тонкая, остро чувствующая кра соту окружающ его мира, Катерина жаждет, но не находит понимания своих высоких по рывов со стороны м ужа: «Рядом он — как за межой, каждой клеточкой — чужой. Он и ночью, он и днем дальним теплится ог нем...». И тут добавляются дополнительные и существенные штрихи к характеристике Григорьева, идущие уже от чисто женского к нему отношения: «Родила б и я мальца, да не от этого отца... При скотине и при нем остываю день за днем...». Да, Катерина не любит своего мужа, че ловека для деревни, конечно же, во мно гом необходимого и положительного, но глубоко несчастного в личной своей жизни. Вся глубина и сложность житейского про тиворечия здесь заключается в том, что Ка терину нельзя во всем обвинять, но нельзя И полностью оправдать,— ведь все-таки она преступила через древние (но не значит, что для современной жизни вовсе отринутые), писаные и неписаные нравственные зако ны семьи и брака... 1 «Литературная газета», 1972, 12 июля. 2 «Советская Сибирь». 1972, 24 марта. • «Катерина,— записывает в своем «дневни ке» Хомутов,— умелая, толковая хозяйка. Работает по дому и поет, поет. Любит кра сивые вещи. Домашняя ' живность — куры, гуси, утки, овцы, поросенок, телка, собака — все обсту пают хозяйку, стоит ей только появиться во дворе. С коровою она в самых нежных от ношениях». Действительно, Катерина хочет, чтобы и дом ее был полной чашей, не хуже, чем у других. И все же ей тесно, душновато в Беркутах. Встреча с Хомутовым явилась тем психологическим толчком, который заставил молодую женщину окончательно понять и уяснить причины смутноватого прежде ощу щения недовольства своей жизнью. Любо пытен рассказ Григорьева о первом обще нии Катерины со столичным поэтом: «А ж е на навязалась: да что, да к чему, да прочтите, мол, несколько строк...». И даль ше: «Они говорили про звездопад. Хоть и рядом со мной, только шли, как одни». Святая деревенская простота, Василий Григорьев так и не понял, что жене его не хватает как раз духовности в человеческих взаимоотношениях, красоты духовной на полненности жизни. В этом свете кажутся по меньшей мере странными литературно-критические пасса жи П. Ульяшова: «Выясняется, что Катя тоскует при своем мужике. Непонятно, правда, отчего. Дела ется только туманный намек на то, что Вась ка Григорьев «на работе, как петух», а вот «в избу — и потух». По этой, видно, причине Катерина как-то загрустила и начала вспо минать свою девичью фамилию». Не знаю, чего в этом вь оказывании боль ше: снобизма и высокомерия («мужик», «Васька» — а так герой в поэме ни разу и не назван) или довольно-таки не «туманных на меков» на самую плоскую и сугубо плот скую «физиологию»?! Кажется, и того, и другого достаточно... Они нуждаются друг в друге, Катерина' и Хомутов. Но ищут один в другом каждый свое и — разное. Хомутов — чистоту, све жесть, радость, страсть утраченной юности, способной любить искренне и глубоко; Ка терин а— непознанное счастье истинной любви теперь и завтра, где бы дух и плоть слились воедино и всецело. Но оба они ошиблись... Хомутов, оторвавшийся от родных дере венских истоков и прочно прикипевший к городу, и Катерина, кровно связанная с де ревней, чувствующая себя чужой и непри каянной в городе,— в такой полярности ге роев кроется одна из коллизий, порожда ющих драму любви в поэме. И как предупреждение (в первую очередь — Ка терине, конечно, но и Хомутову — тоже) звучит эпиграф из Михаила Пришвина, пред посланный первой части поэмы: «Не вдали, а возле себя самого, под самыми твоими руками вся жизнь, и только сам ты слеп, не можешь на это, как на солнце, смотреть, отводишь глаза свои на далекое прекрас ное. И ты уходишь туда только затем, чтобы понять оттуда силу, красоту и добро окру- жающей.тебя близкой жизни...».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2