Сибирские огни, 1978, № 6
168 ВИТАЛИЙ КОРЖЕВ роднит,— принадлежность к одному поэти ческому поколению, пришедшему в нашу литературу во второй половине 60-х годов. Эту генерацию поэтов (сюда можно отне сти Э. Балашова, Ю . Беличенко, А. Заури- ха, Б. Примерова, О . Шевченко и др.) кри тик В. Кожинов назвал «совершенно новой поэтической волной». Определение, по жалуй, слишком категорическое. Жизнь, литературная практика показали, что поэты «новой волны», творчески освоив опыт пред шественников, в общем-то, растут и разви ваются в том же направлении, решают те же задачи, что и вся наша поэзия... Здесь, мне кажется, есть смысл бросить ретроспективный взгляд на социальную иро дову», на то «генеалогическое древо» вре мени, которое взрастило эти поэтические дарования, во многом определяющие ныне состояние русской советской поэзии. Их биография начинается в предвоенные (год-два-три) и военные годы, и это-то от личает их от поэтов предыдущего поколе ния, что встретили Великую Отечественную в возрасте уже лет семи-десяти и заявили о себе в пятидесятых — начале, шестидеся тых годов (Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А . Вознесенский, С. Кунаев, А. Преловский, И. Фоняков, А . Кухно, В. Казанцев, А . Рома нов и др.). А . Плитченко пишет о своих сверстниках’ Мы рождены на свет во дни войны В стоящей насмерть огненной России — Усталых женщин слабые сыны. Мужчин увечных дочери больные. Они достаточно отчетливо помнят возвра щение с войны отцов, родных, близких, но сами-то годы войны для них — в лучшем случае, — расплывчатые, туманные обрывки воспоминаний. А вот первые трудные по слевоенные годы — это уже часть их более или менее сознательной биографии, неред ко отраженной в творчестве. В одном из ранних своих стихотворений «Весна 1945 года», построенном на народно песенном тематическом параллелизме, А : Плитченко создает трагический образ инвалида войны: Далеко синя вода, До краешка неба. Ой весна, ой беда — Далеко до хлеба... Деревянной ногой О порог споткнувшись, Выходил он к воротам, На костыль согнувшись. Костылем бил. Удар Точный, без промашки. Отлетала медаль От его рубашки... Прорастай, расцветай. Горькая лебедушка, Умирай, умирай, Серая лебедушка. Перышко, ветерок, Неси на север прямо. — Поправляйся, сынок.., — Не могу, мама... Драматизм жизни и времени явственно ощутим и в стихотворении «Доброта»: Мне доброта досталась нелегко. Я знал о ней из сказок, Понаслышке. Был с ней знаком. Как с сахаром знаком,— По книжке. Узнал я о беде и о врагах. Подрос на лебеде и на картошке. Пока она В солдатских сапогах Пришла ко мне ' И — Сахар на ладошке. Широко известна поэтическая формула Ст. Куняева — «Добро должно быть с кула ками». А. Плитченко берет конкретный факт, и его толкование добра, доброты — совсем иное, более гуманное, мягкое, сер дечное, ибо речь здесь идет об исконном, древлем предназначении тепла и света до броты в отношениях человеческих. Так новое поэтическое поколение вносит свои идейно-психологические и художест венно-нравственные коррективы, ставит свои акценты в непреходящие, вечные ценности человеческого духа. Не отменяет опыта, идейно-эстетических достижений предшест венников, а продолжает, развивает их... Много лет спустя в цикле стихов «Кры лья» (1977) А. Плитченко вновь возвратится к годам сурового послевоенного детства, расскажет о драматической судьбе отцов и матерей, обнажая родовые корни своего поколения: Забыть ли нам, как вы. фронтовики. Обрубленные страшною войною. Нас называли «доченьки», «сынки». И мы остались навсегда роднею. И нет в душе отчетливей следа. Того, что в детстве врезалось когда-то,— Медалей звон. Небритая слеза. Гармоника безногого солдата. В этих стихах уже не конкретный житей ский факт определяет полет поэтической строки. Здесь подводятся определенные со циально-исторические итоги пережитого: Спасла и сохранила нас странй, В свою победу веря без сомненья. И родичей погибших имена За нами оставляя от рожденья. Накопленный с послевоенных лет жизнен ный и духовный опыт поколения диктует всю меру ответственности его за судьбы страны и мира, и в поэзию А. Плитченко входит тема преемственности поколений, продолжения и развития славных трудовых и ратных традиций нашего народа: И коль труба тревогу запоет. Тревожной птицей алый стяг зареет. Я верю.’ поколение мое Из памяти оружие скует И стать достойным родичей сумеет. Таковы уроки гражданственности, препо данные поэту и усвоенные им в детстве. Бурная, а иногда и сумбурная, обществен но-литературная полемика второй половины 50-х годов застала будущих молодых поэ тов, о которых идет речь, в школе или вузе, в армии, на заводе или в колхозе. Очевид но, уже тогда они начинали «пробовать» свои поэтические голоса, не решаясь, однако, еще просить «путевки» в большую литера турную жизнь. Важно, что жили они в это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2