Сибирские огни, 1978, № 6
164 СЕМЕН ЧЕРТОК менной технике. «Отец африканского кино» Сембен Усман назвал кинематограф «ве черней школой Африки». У кино в Аф р ике особая роль. Оно за меняет лю дям книги и учебники, привива ет основные навыки культуры, восстанавли вает утерянную связь между кланами и племенами, становится источником культур ных традиций и духовного богатства наро дов, расширяет представление людей о мире. Пока большая часть населения Аф р и ки ещ е неграмотна, звучащее слово и зрительный образ остаются основным средством информации и воспитания. Ки но не только более доступно, чем другие источники информации, но и соответству ет традициям устного народного творче ства. Есть большая разница м ежду цивилиза циями, культурной атмосферой и историче ским опытом стран Северной и Черной Африки. Кинематографии последних, как правило, прогрессивны, почти целиком ориентированы на показ нового общества и нового человека в процессе его пробуж дения, становления его самосознания, д у ховной деколонизации, изменения социаль ной психологии. Кинематографии первых, особенно Египта, наряду с прогрессивными и социальными лентами, выпускают немало коммерческих картин, традиции которых восходят к Голливуду тридцатых годов, а также авангардистских лент, не отличаю щихся оригинальностью. Д ля передовых африканских кинемато графистов кино — средство политического воздействия, инструмент борьбы. Но сред ство тем более верное, чем лучше соеди нены в нем идея со зрелищностью , с фор мой народного представления. Творчески используя традиции мирового кино, авторы фильмов опираются на африканские кано ны, критерии и формы художественного творчества. Африканские картины обвиня ют в дидактичности. Действительно, в них много назидательности, прямых поучений. Но это естественно— на нынешнем этапе развития кино в Аф р ике, по словам Патри- са Лумумбы , «должно представлять собой произведение одновременно воспитатель ного и зрелищного характера». В иных фильмах легко заметить художественные просчеты, но и в этих картинах чувствуется большая искренность, тот национальный подъем, который переживают сегодня на роды Африки. Внимательному зрителю в них открою тся трогательность и лиризм, доброта и человечность, любовь к народу и боль за его судьбу, никого не оставляю щие равнодушными. «Африканское кино будет революцион ным или его не будет вообщ е»,— заявила режиссер Сара М альдорор, посвятившая свое творчество борющейся Аф р ике. Ее картина «Замбизанга», так ж е как фильмы тунисца Омара Клифи «Ф еллаги», алжирца Мохамеда Салима-Риада «Дорога» и мно гие другие произведения, показанные в С С С Р , характерна и в другом отношении: кинематограф и антиколониальное движ е ние питают друг друга, подлинные жизнен ные события приносят на экран революци онную ярость и одержимость, без которых киноискусство Африки не могло бы со зреть. ТЕМА ОСВО БОЖД ЕНИЯ. Кино независи мого Алжира нашло свою тему — тему ос вобождения страны. Да на первых порах и не было лучшей и более благородной те мы. Семь лет войны. Более полутора мил лионов жертв. Каждый уголок этой земли стал свидетелем сражений, героизма или трусости, братства или позорного преда тельства. Расчет с полным бесправия и угнетения прошлым на долгие годы стал основной темой алжирского кино. Слиш ком глубоки оказались последствия войны, слишком большое влияние оказала она на коллективное сознание народа, пришед шего к независимости после 130 лет коло низации. Мохамед Салим-Риад в фильме «Дорога» рассказал о своем трудном , пол ном испытаний пути борца за освобожде ние. Картина построена в форм е воспомина ний одного из персонажей, охватывающих 1952— 1962 годы — от начала борьбы за не зависимость до ее обретения. Эти воспо минания принадлежат самому режиссеру. Он рассказывает: — Мой фильм посвящен тем двум стам тысячам алжирских заключенных, которые прошли через концентрационные лагеря за годы, освободительной борьбы. Я сам просидел в них шесть лет. Именно там я начал работать над сценарием. Время от времени товарищи говорили мне: «Не за будь вставить эту сцену в свой фильм». Я не забыл и, освободившись, приступил к осуществлению своего проекта. Я хотел показать в фильме, как сопротивление на рода вынудило французское правительство отступить. Сто тридцать два года рабства не сломили мужества алжирцев, не лишили их национальной гордости. Эта мысль на шла свое выражение в фильм е: и в сцене, где заключенные поют патриотическую песню, и в эпизоде, где молодой заключен ный терпит побои. Я попытался избежать схематизма. В фильме выведен предатель-алжирец, со общающий начальству о 'том , что заклю ченные роют тоннель. И молодой врач- француз, сочувствующий заключенным и передающий им необходимые сведения, ведь левые французы признавали справед ливость нашей борьбы и помогали ей. Я старался быть объективным, ничего не прибавлял и не убавлял: все, что показано в фильме, было в действительности. — Как вы определяете жанр фильма? — «Д о р о га»— это документальная игро вая хроника, это политический анализ си туаций, показывающий, что хорошо органи зованное сопротивление непобедимо. ...«Дорога» стала наиболее полным и глубоким выражением темы, с которой ал жирское кино начиналось. ХРОНИКА ОГНЕННЫХ ЛЕТ. Первый ал жирский полнометражный художествен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2