Сибирские огни, 1978, № 6

164 СЕМЕН ЧЕРТОК менной технике. «Отец африканского кино» Сембен Усман назвал кинематограф «ве­ черней школой Африки». У кино в Аф р ике особая роль. Оно за­ меняет лю дям книги и учебники, привива­ ет основные навыки культуры, восстанавли­ вает утерянную связь между кланами и племенами, становится источником культур­ ных традиций и духовного богатства наро­ дов, расширяет представление людей о мире. Пока большая часть населения Аф р и­ ки ещ е неграмотна, звучащее слово и зрительный образ остаются основным средством информации и воспитания. Ки­ но не только более доступно, чем другие источники информации, но и соответству­ ет традициям устного народного творче­ ства. Есть большая разница м ежду цивилиза­ циями, культурной атмосферой и историче­ ским опытом стран Северной и Черной Африки. Кинематографии последних, как правило, прогрессивны, почти целиком ориентированы на показ нового общества и нового человека в процессе его пробуж­ дения, становления его самосознания, д у­ ховной деколонизации, изменения социаль­ ной психологии. Кинематографии первых, особенно Египта, наряду с прогрессивными и социальными лентами, выпускают немало коммерческих картин, традиции которых восходят к Голливуду тридцатых годов, а также авангардистских лент, не отличаю­ щихся оригинальностью. Д ля передовых африканских кинемато­ графистов кино — средство политического воздействия, инструмент борьбы. Но сред­ ство тем более верное, чем лучше соеди­ нены в нем идея со зрелищностью , с фор­ мой народного представления. Творчески используя традиции мирового кино, авторы фильмов опираются на африканские кано­ ны, критерии и формы художественного творчества. Африканские картины обвиня­ ют в дидактичности. Действительно, в них много назидательности, прямых поучений. Но это естественно— на нынешнем этапе развития кино в Аф р ике, по словам Патри- са Лумумбы , «должно представлять собой произведение одновременно воспитатель­ ного и зрелищного характера». В иных фильмах легко заметить художественные просчеты, но и в этих картинах чувствуется большая искренность, тот национальный подъем, который переживают сегодня на­ роды Африки. Внимательному зрителю в них открою тся трогательность и лиризм, доброта и человечность, любовь к народу и боль за его судьбу, никого не оставляю­ щие равнодушными. «Африканское кино будет революцион­ ным или его не будет вообщ е»,— заявила режиссер Сара М альдорор, посвятившая свое творчество борющейся Аф р ике. Ее картина «Замбизанга», так ж е как фильмы тунисца Омара Клифи «Ф еллаги», алжирца Мохамеда Салима-Риада «Дорога» и мно­ гие другие произведения, показанные в С С С Р , характерна и в другом отношении: кинематограф и антиколониальное движ е­ ние питают друг друга, подлинные жизнен­ ные события приносят на экран революци­ онную ярость и одержимость, без которых киноискусство Африки не могло бы со­ зреть. ТЕМА ОСВО БОЖД ЕНИЯ. Кино независи­ мого Алжира нашло свою тему — тему ос­ вобождения страны. Да на первых порах и не было лучшей и более благородной те­ мы. Семь лет войны. Более полутора мил­ лионов жертв. Каждый уголок этой земли стал свидетелем сражений, героизма или трусости, братства или позорного преда­ тельства. Расчет с полным бесправия и угнетения прошлым на долгие годы стал основной темой алжирского кино. Слиш ­ ком глубоки оказались последствия войны, слишком большое влияние оказала она на коллективное сознание народа, пришед­ шего к независимости после 130 лет коло­ низации. Мохамед Салим-Риад в фильме «Дорога» рассказал о своем трудном , пол­ ном испытаний пути борца за освобожде­ ние. Картина построена в форм е воспомина­ ний одного из персонажей, охватывающих 1952— 1962 годы — от начала борьбы за не­ зависимость до ее обретения. Эти воспо­ минания принадлежат самому режиссеру. Он рассказывает: — Мой фильм посвящен тем двум стам тысячам алжирских заключенных, которые прошли через концентрационные лагеря за годы, освободительной борьбы. Я сам просидел в них шесть лет. Именно там я начал работать над сценарием. Время от времени товарищи говорили мне: «Не за­ будь вставить эту сцену в свой фильм». Я не забыл и, освободившись, приступил к осуществлению своего проекта. Я хотел показать в фильме, как сопротивление на­ рода вынудило французское правительство отступить. Сто тридцать два года рабства не сломили мужества алжирцев, не лишили их национальной гордости. Эта мысль на­ шла свое выражение в фильм е: и в сцене, где заключенные поют патриотическую песню, и в эпизоде, где молодой заключен­ ный терпит побои. Я попытался избежать схематизма. В фильме выведен предатель-алжирец, со­ общающий начальству о 'том , что заклю ­ ченные роют тоннель. И молодой врач- француз, сочувствующий заключенным и передающий им необходимые сведения, ведь левые французы признавали справед­ ливость нашей борьбы и помогали ей. Я старался быть объективным, ничего не прибавлял и не убавлял: все, что показано в фильме, было в действительности. — Как вы определяете жанр фильма? — «Д о р о га»— это документальная игро­ вая хроника, это политический анализ си­ туаций, показывающий, что хорошо органи­ зованное сопротивление непобедимо. ...«Дорога» стала наиболее полным и глубоким выражением темы, с которой ал­ жирское кино начиналось. ХРОНИКА ОГНЕННЫХ ЛЕТ. Первый ал­ жирский полнометражный художествен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2