Сибирские огни, 1978, № 6

ЭКРАН БОРЬБЫ И НАДЕЖД 163 лумбия-70» (о проблеме нищеты), «Что та­ кое демократия» (о проимпериалистиче- ской олигархии в стране) получили международную известность. Каждый из них посвящен своей теме, но вывод из всех трех следует один: Колумбии нужна революция. В 1969 году всю страну — от университетов и профсою зов до рабочих кварталов и крестьянских поселений — обошел фильм анонимных авторов «Кар- валево», рассказывающий о партизанах. А спустя три года на экранах многих стран стал показываться фильм «Чили не сдает­ ся, черт возьми». Название фильма — стро­ ка из песни, которую поют эмигранты из Чили под небом Колумбии. Эта песня зву­ чала в колоннах участников знаменитого марша солидарности с народом Чили, со­ стоявш егося в Боготе. Классовая непримиримость талантливых представителей нового кино Колумбии вы­ звала ненависть бурж уазии. Карлос Альва­ рес и его жена Хулия Альварес, Мануэль Варгас, Габриэла Сампео, прокатчик Хорхе Моранте, противопоставившие свое творче­ ство официальному кино — сделанным по заказу всевозможных инстанций лживым лентам, в которых нищая и зависимая Ко­ лумбия выглядит раем на зем ле,— были обвинены в подрывной деятельности, и 5 июля 1972 года их бросили в тюрьму. Были конфискованы фильмы, пленка, съе­ мочное оборудование. В с е . прошли через одиночки, издевательства, допросы, пытки. Карлос Альварес находился в заключении дольше в с е х— 19 месяцев. Сломить его не удалось. КИНО ПЕРУ НАЧИНАЕТСЯ. В Советском Сою зе перуанские документальные фильмы впервые были показаны на Московском М еждународном кинофестивале 1959 года. М еждународную известность получила картина Армандо Роблеса Годоя «В сельве нет звезд», получившая золотой приз «За лучший фильм молодой развивающейся кинематографии» на Пятом Московском М еждународном кинофестивале в 1967 го­ ду. Годой известен у себя на родине как талантливый писатель, автор многих расска­ зов о жизни своей страны. М еждународный успех фильмов Годоя оказался необычайно значительным для дальнейших суд е б перуанского кино. Он пробудил общественный интерес к нацио­ нальной кинематографии. В мае 1972 года был принят «Закон-декрет о развитии перу­ анского кинопроизводства». В последние годы страна вступила на путь демократических перемен: проведена аграрная реформ а, ликвидируется негра­ мотность, кечуа признан официальным язы­ ком страны наряду с испанским, индейским общинам предоставлены равные права с остальным населением страны, совершен­ ствуется система здравоохранения. Все это не могло не оказать благотворного воздей­ ствия и на национальный кинематограф. В августе 1975 года была создана государ­ ственная кинокомпания «Сине-Перу», одной из основных целей которой является про­ паганда социально-экономических преобра­ зований, происходящих в Перу. Правитель­ 11* ство, взявшее шефство над кино, н е может полностью финансировать его производст­ во. Некоторые фильмы снимаю тся при д е­ нежной помощи рабочих, различных общ е­ ственных организаций. Все меньше дела­ ется коммерческих развлекательных картин, все больше — произведений искусства на общественно значимые темы. КО СТА -РИ КА : «ПРЯМОЕ КИНО». 1 ф евра­ ля 1973 года Министерство культуры ма­ ленькой латиноамериканской республики Коста-Рика решило создать отдел кино с тем, чтобы использовать экран как средство об­ разования и информации. С конца 1975 года отделом руководит режиссер Карлос Фрей- ер. Он рассказывает: — Мы обратились за помощью в Ю Н ЕСКО , которое прислало из Канады двух специалистов для обучения киноделу на месте и предоставило оборудование. Через три месяца был снят наш первый документальный фильм «Агония гор» — об истреблении лесов в горах. Теперь наш отдел планирует начать под­ готовку к созданию первого национального художественного фильма. Я еще не знаю его темы, но это, конечно, будет социаль­ ный фильм, в котором найдут выражение те принципы «прямого кино», то есть обра­ щения к ф акту, к конкретной проблеме, которые легли в основу наших докум ен­ тальных лент. «ВЕЧЕРНЯЯ Ш КО ЛА АФ РИ КИ ». Африка. Сорок восемь независимых государств. Тридцать миллионов квадратных километ­ ров. Четыреста миллионов жителей. Около тысячи языков и диалектов. Эпоха освобож­ дения началась на континенте после окон­ чания второй мировой войны, способство­ вавшей национально-освободительному движению . Историческим стал 1960 год — «год Африки»,— когда независимость по­ лучили 17 государств континента. Борьба за нее сопровождалась ростом национального самосознания, стремление^ развивать са­ мобытную африканскую культуру. Появи­ лись первые фольклорные ансамбли, теат­ ральные коллективы, национальные писате­ ли и поэты. Появились и первые энтузиасты десятой музы — кинематографа. Во времена колониализма в Аф р ике от­ сутствовало национальное кино! В 1965 го­ ду, когда появились первые фильмы моло­ дых государств Черной Африки, Ж орж Са- дуль написал: «Африканское кино — самое молодое в мире. Оно делает свои первые шаги в очень трудны х условиях. Но мож ­ но не сомневаться, что в последнюю треть XX века к нам придут из Африки глубоко национальные талантливые произведения». Это предсказание французского критика- коммуниста начинает сбываться теперь. Африканское кино могло родиться толь­ ко в условиях свободы, в рамках суверен­ ных государств. Парадокс заключается в том , что передовые деятели культуры стран глубокой технико-экономической от­ сталости и неразвитости социальных отно­ шений сразу же обратили свои взоры к кино — искусству, основанному на совре

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2