Сибирские огни, 1978, № 6
162 СЕМЕН ЧЕРТОК структуры , которую использует империа лизм, группа «Укамау» решила все свое творчество посвятить борьбе и раскрытию подлинного лица империализма. Этому и посвящена была картина «Явар Малку» («Кровь Кондора»), снятая на языке кечуа. Когда «Кровь Кондора» была сделана, Санхинес сказал: — Между различными социальными классами Боливии лежит пропасть. Наша страна страдает от того, что в нее импорти руется из-за рубежа все: и товары, и куль тура, и идеология. Мы хотим найти свои собственные духовные ценности, близкие нашему народу. Фильм , призывающий индейцев к восста нию, не мог, понравиться правительству. К тому же чиновник цензуры уведомил посольство СШ А о том, что сделан анти американский фильм. Мэрия Ла-Паса за претила его демонстрацию. Это вызвало протесты. Была устроена демонстрация у американского посольства. На стенах домов зрители выводили краской название филь ма, демонстрировали с плакатами по глав ным улицам города. Произошли даже стыч ки с полицией, применившей слезоточивый газ и брандспойты. Еще не выйдя на эк ран, картина стала широко известной. Че рез двое суток цензура была вынуждена отменить свое решение. Результатом д е монстрации фильма * была приостановка Деятельности американского «Корпуса ми ра» в двух крестьянских общинах, а позже кампания протеста в университетских кру гах и печати завершилась тщательным рас следованием и запрещением деятельности всех групп «Корпуса мира» в Боливии. Фильм посмотрели 450 тысяч человек — рекорд для Боливии. ...В 1971 году, за два дня до военного пе реворота, Хорхе Санхинес уехал из Боли вии и поэтому остался на свободе. Через два дня после переворота полиция захвати ла киностудию и начала преследовать кине матографистов. Монтаж нового фильма «Мужество народа» был закончен на италь янском телевидении. Оператор Антонио Эгино был арестован и посажен в тюрьму за то, что у него дома нашли коробки с пленкой этой картины. Сам Хорхе Санхи нес, чьи фильмы заставили весь мир гово рить о кино Боливии, продолжает работать в эмиграции. В Перу снят и его художественный фильм «ГЛАВНЫЙ ВРАГ» — о классовом разделе нии боливийского общества, о том, как не грамотные крестьяне связывают свою суд ь бу с передовым политическим течением и начинают сознательную вооруженную борьбу. Главный враг в фильме — это им периализм, который не только грабит на циональные богатства и порождает нищету, но который уничтожает культуру и единст во латиноамериканских народов. Санхинес видит свою задачу в том , чтобы «не просто показывать нищету, но разобла чать структуру власти, которая эту нищету порождает». Он говорит: «Революционное кино не рассказывает «историй»: это кино, которое делает истбрию». Д ВА ПОЛЮ СА КОЛУМБИЙСКОГО КИНО. Один европейский критик, увидев несколь ко лет назад на Международном кинофе стивале в Оберхаузене колумбийские до кументальные ленты, написал: «В Колумбии нет кинематографии. В Колумбии есть на стоящие кинематографисты, люди, кото рые делают свои фильмы только патриоти ческой или политической страстью». Приб лизительно тогда же колумбийский критик и режиссер Карлос Альварес дал следую щую характеристику национальному кине м атографу: «С одной стороны, вульгарное и обветшалое коммерческое кино, совмест ные постановки с Мексикой... Затем мело драма с ее гарантированным успехом и, на конец, тенденция, к политическому кино». Киноиндустрия Колумбии, практически не существовавшая всего несколько лет назад, в последнее время переживает подъем. Борьба между реализмом и традицион ной мелодрамой, политикой и коммерци ей с особой силой проявляется в докумен тальном кино Колумбии. На Московских Международных фестивалях показывались картины Франсиско Нордена «Балконы Кар тахена» (1967), «Легенда Эльдорадо» (1969) и «Она будет называться Колумбией» (1971). На Третий Ташкентский фестиваль он привез фильмы, свидетельствующие о резком повороте в его творчестве. Это «Камилло Торрес — партизанский священ ник» и «Айякучо». Самого Камилло Торреса — одного из крупнейших представителей освободитель ной борьбы народов Латинской Америки, чье имя называют сразу после имени Че Гевары, снять на кинопленку не удалось. Остались фотографии и документы, оста лись люди, которые знали его. Они и по могли Франсиско Нордену создать полно метражную документальную ленту. Это фильм-интервью, в 'котором о Камилло Торресе рассказывают не только те, кто были знакомы с ним лично, но и предста вители разных слоев населения, не видев шие Камилло в жизни, но понимающие, ка кой след он оставил в их сознании. Смонтированные в киноленту, материалы показывают становление личности и фор мирование революционного сознания чело века, выходца из зажиточной семьи, полу чившего образование священника в Боготе, окончившего университет в Бельгии и ор ганизовавшего социологический факультет в Колумбийском университете, включивше гося в активную политическую жизнь, став шего любимцем студенчества и оставивше го сан священника. Его политическая дея тельность была недолгой — всего несколько месяцев, но за это время Камилло сумел многих сделать своими единомышленника ми. Еще три месяца он пробыл у партизан и был убит в бою с правительственными войсками 15-февраля 1966 года в возрасте 36 лет. Его имя стало в Латинской Америке символом бескорыстия, чистоты и предан» ности идее. Лидер документального политического кино Колумбии — Карлос Альварес. Его фильмы «Ш турм» (о вторжении военных от рядов в университет в мае 1969 года), «Ко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2