Сибирские огни, 1978, № 6

162 СЕМЕН ЧЕРТОК структуры , которую использует империа­ лизм, группа «Укамау» решила все свое творчество посвятить борьбе и раскрытию подлинного лица империализма. Этому и посвящена была картина «Явар Малку» («Кровь Кондора»), снятая на языке кечуа. Когда «Кровь Кондора» была сделана, Санхинес сказал: — Между различными социальными классами Боливии лежит пропасть. Наша страна страдает от того, что в нее импорти­ руется из-за рубежа все: и товары, и куль­ тура, и идеология. Мы хотим найти свои собственные духовные ценности, близкие нашему народу. Фильм , призывающий индейцев к восста­ нию, не мог, понравиться правительству. К тому же чиновник цензуры уведомил посольство СШ А о том, что сделан анти­ американский фильм. Мэрия Ла-Паса за­ претила его демонстрацию. Это вызвало протесты. Была устроена демонстрация у американского посольства. На стенах домов зрители выводили краской название филь­ ма, демонстрировали с плакатами по глав­ ным улицам города. Произошли даже стыч­ ки с полицией, применившей слезоточивый газ и брандспойты. Еще не выйдя на эк­ ран, картина стала широко известной. Че­ рез двое суток цензура была вынуждена отменить свое решение. Результатом д е­ монстрации фильма * была приостановка Деятельности американского «Корпуса ми­ ра» в двух крестьянских общинах, а позже кампания протеста в университетских кру­ гах и печати завершилась тщательным рас­ следованием и запрещением деятельности всех групп «Корпуса мира» в Боливии. Фильм посмотрели 450 тысяч человек — рекорд для Боливии. ...В 1971 году, за два дня до военного пе­ реворота, Хорхе Санхинес уехал из Боли­ вии и поэтому остался на свободе. Через два дня после переворота полиция захвати­ ла киностудию и начала преследовать кине­ матографистов. Монтаж нового фильма «Мужество народа» был закончен на италь­ янском телевидении. Оператор Антонио Эгино был арестован и посажен в тюрьму за то, что у него дома нашли коробки с пленкой этой картины. Сам Хорхе Санхи­ нес, чьи фильмы заставили весь мир гово­ рить о кино Боливии, продолжает работать в эмиграции. В Перу снят и его художественный фильм «ГЛАВНЫЙ ВРАГ» — о классовом разделе­ нии боливийского общества, о том, как не­ грамотные крестьяне связывают свою суд ь­ бу с передовым политическим течением и начинают сознательную вооруженную борьбу. Главный враг в фильме — это им­ периализм, который не только грабит на­ циональные богатства и порождает нищету, но который уничтожает культуру и единст­ во латиноамериканских народов. Санхинес видит свою задачу в том , чтобы «не просто показывать нищету, но разобла­ чать структуру власти, которая эту нищету порождает». Он говорит: «Революционное кино не рассказывает «историй»: это кино, которое делает истбрию». Д ВА ПОЛЮ СА КОЛУМБИЙСКОГО КИНО. Один европейский критик, увидев несколь­ ко лет назад на Международном кинофе­ стивале в Оберхаузене колумбийские до­ кументальные ленты, написал: «В Колумбии нет кинематографии. В Колумбии есть на­ стоящие кинематографисты, люди, кото­ рые делают свои фильмы только патриоти­ ческой или политической страстью». Приб­ лизительно тогда же колумбийский критик и режиссер Карлос Альварес дал следую ­ щую характеристику национальному кине­ м атографу: «С одной стороны, вульгарное и обветшалое коммерческое кино, совмест­ ные постановки с Мексикой... Затем мело­ драма с ее гарантированным успехом и, на­ конец, тенденция, к политическому кино». Киноиндустрия Колумбии, практически не существовавшая всего несколько лет назад, в последнее время переживает подъем. Борьба между реализмом и традицион­ ной мелодрамой, политикой и коммерци­ ей с особой силой проявляется в докумен­ тальном кино Колумбии. На Московских Международных фестивалях показывались картины Франсиско Нордена «Балконы Кар­ тахена» (1967), «Легенда Эльдорадо» (1969) и «Она будет называться Колумбией» (1971). На Третий Ташкентский фестиваль он привез фильмы, свидетельствующие о резком повороте в его творчестве. Это «Камилло Торрес — партизанский священ­ ник» и «Айякучо». Самого Камилло Торреса — одного из крупнейших представителей освободитель­ ной борьбы народов Латинской Америки, чье имя называют сразу после имени Че Гевары, снять на кинопленку не удалось. Остались фотографии и документы, оста­ лись люди, которые знали его. Они и по­ могли Франсиско Нордену создать полно­ метражную документальную ленту. Это фильм-интервью, в 'котором о Камилло Торресе рассказывают не только те, кто были знакомы с ним лично, но и предста­ вители разных слоев населения, не видев­ шие Камилло в жизни, но понимающие, ка­ кой след он оставил в их сознании. Смонтированные в киноленту, материалы показывают становление личности и фор­ мирование революционного сознания чело­ века, выходца из зажиточной семьи, полу­ чившего образование священника в Боготе, окончившего университет в Бельгии и ор­ ганизовавшего социологический факультет в Колумбийском университете, включивше­ гося в активную политическую жизнь, став­ шего любимцем студенчества и оставивше­ го сан священника. Его политическая дея­ тельность была недолгой — всего несколько месяцев, но за это время Камилло сумел многих сделать своими единомышленника­ ми. Еще три месяца он пробыл у партизан и был убит в бою с правительственными войсками 15-февраля 1966 года в возрасте 36 лет. Его имя стало в Латинской Америке символом бескорыстия, чистоты и предан» ности идее. Лидер документального политического кино Колумбии — Карлос Альварес. Его фильмы «Ш турм» (о вторжении военных от­ рядов в университет в мае 1969 года), «Ко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2