Сибирские огни, 1978, № 6
ЭКРАН БОРЬБЫ И НАДЕЖД 161 с 1926 года. Инженер-нефтяник, он нахо дился там, куда его посылала компания «Ш елл». Я родился в Индонезии в октябре 1941 года, где в ту пору работали роди тели. В 1961 году поступил в университет Друж бы народов имени Патриса Лумум- бы, два года учил русский язык, а потом перешел во ВГИК в мастерскую Игоря Ва сильевича Таланкина, в которой, кроме советских студентов, занимались кубинцы, итальянцы, монголы, болгары, венесу эльцы. — Какие тенденции характерны для се годняшнего этапа развития мексиканского кино? — Критика общества — вот что сегодня важно осмыслить кинематографу Мексики. Это характерно не только для социальных сюжетов или психологических драм . Даже музыкальные комедии и ковбойские «ран- черо» несут элементы социальной критики. Мы называем наше кино «новым», а поиски нового нередко сопряжены с просчетами, трудностями, ошибками, связанными порой с попытками вести кино по чуждому нацио нальным традициям пути, подчинить его иностранным стандартам . «Новое кино» не замыкается в узконациональных интере с а х— оно принадлежит всей Латинской Ам ерике. Э ту невероятно трудную обязан ность — показать действительность не толь ко Мексики, но и других стран континента, имеющих схожие проблемы,— оно взяло на себя добровольно. — Расскажите, пожалуйста, о вашем по следнем фильме. — Он назы вается «Дом на юге». В нем не обозначено точно время действия. Глав ным было одно — показать непоколебимый д ух борьбы трудового народа, осознавшего необходимость духовного и физического раскрепощения. В «Доме на юге» я пытался соединить некоторые черты своей прежней стилисти ки — гиперболичность, гротесковую поэти ку притчи— с социальностью , с граждан ской проблематикой. Путь мексиканских крестьян через пустыню — это путь челове чества от угнетения к свободе. Работали мы в тяжелы х условиях, но съемочная группа стойко выдерживала все испытания — и невероятную жару пустыни в Соноре, и сильнейшие ураганы, несколь ко раз прерывавшие съемки в районе Ве ракрус. В отличие от многих мексиканских кар тин, где полно гитар, песен, танцев и всад ников, я хотел создать такой фильм, чтобы зрители задумались над рассказанной в нем историей. М ексиканское кино не дол жно ограничиваться развлекательными кар тинами, уводящими зрителей от насущных проблем. БОЛИВИЯ: «ГЛАВНЫЙ ВРАГ». В Боливии для кино не сущ ествовало «и экономиче ской, ни творческой базы . Маленькая стра на в Андах, где сем ьдесят процентов пяти миллионного населения составляю т индей цы, а двенадцать — метисы, где говорят на трех языках — аймара, кечуа и испанском, где подавляющее большинство людей не- 11 Сибирские огни № 6 грамотно, не имела кинематографических традиций. В 1961 году в Боливию вернулся 24-лет ний Хорхе Санхинес, окончивший кинофа культет католического университета в Чи ли. Вместе со сценаристом О скаром Сориа он согласился сделать заказную ленту для национальной лотереи. Картина называлась «Мечты и реальность». Авторы пытались показать в ней положение рабочих в Ла- П асе— столице страны. Однако материал не понравился организаторам лотереи: фильм опровергал силу денег и не был до пущен к демонстрации. Но, снимая «Меч ты и реальность», Санхинес, Сориа, Карлос Рада и Антонио Эгино, используя оборудо вание и лабораторию, начали работу над картиной «Революция». Они твердо решили идти по избранному ими пути, отвергая коммерческий кинематограф, где уступки автоматически превращаются в сдачу поли тических позиций. Санхинес снял нищих, выходящих из сво их домов, больше напоминающих пещеры, а рядом с этими пещерами роскошные дома и улицы, по которым проезжают ма шины богатых боливийцев; рабочую заба стовку, ее участников, камнями и палками отбивающихся от солдат, вооруженных ружьями и пулеметами. О громные каски и нелепые мундиры, снятые сверху и снизу, сменяю тся лицом ребенка, услышавшего выстрелы. Каково же будущ ее этого ребен ка, живущего в пещере? Этим вопросом заканчивается фильм «Революция», вторая часть которого снята как игровая картина с участием непрофессиональных актеров. Хорхе Санхинес пользовался самыми при митивными методами монтажа и озвучания, но в условиях технически отсталой и самой безграмотной страны Латинской Америки он сумел поставить умный, нужный и вол нующий фильм. Поскольку в Боливии гово рят на трех языках, в «Революции», чтобы она дошла до зрителей, нет ни единого слова. Картина была запрещена как подрывная, и все же авторы решили во что бы то ни стало показать е е — поехали в шахтерские поселки, где фильм посмотрели тридцать тысяч человек. Следующ ей работой стал полном етраж ный художественный фильм «Укамау». Со держание картины держ алось в тайне. Ми нистру, который затребовал сценарий, был послан другой текст. «Укамау» («Вот так» на аймара) сделал небывалые до того кассовые сборы — его видели больше 350 тысяч зрителей. Это история крестьянина-индейца, который убил своего эксплуататора, изнасиловавше го его жену. После показа картины на ф е стивале в Канне Санхинес был удостоен премии «Выдающемуся молодому реж ис серу». Участники нинотруппы видели причину бедственного социального и экономическо го положения страны не только в правя щем классе, но и в стоящ ем за ним амери канском империализме. Поскольку показ освободительного движения теснейшим об разом связан с раскрытием механизма той
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2