Сибирские огни, 1978, № 6
160 СЕМЕН ЧЕРТОК ему, чем мог,— переводил, немного сни мал, монтировал. — Что я делаю теперь? Вместе с режис сером А. Косаревым поставил на «Мос фильме» полнометражную художественную картину «Ночь над Чили». В центре фильма два персонажа. Рабочий-коммунист, убеж денный борец против фашизма (его роль исполняет Г. Чохонелидзе) и Мануэль (Г. Григориу), который хочет остаться в сто роне от борьбы и случайно попадает в ка честве арестованного на стадион «Эстадио Насьональ» в Сантьяго, превращенный путчистами в концлагерь. Снимали фильм мой соотечественник К. Вальдес и В. С е мин. Художественный руководитель поста новки — Роман Кармен. «НОВОЕ КИНО» БРАЗИЛИИ. Показанный на Каннском фестивале 1963 года фильм Нельсона Перейры дос Сантоса «Засохшие жизни» не был первым произведением «но вого бразильского кино», но одним из пер вых, заставивших говорить о нем за преде лами страны. В основу фильма положен ставший классическим роман Грасильяно Рамоса. Это история несчастных семей, живших в засушливой «сертао», блуждав ших с места на место, подвергавшихся по боям, унижениям, грабеж у, но все-таки старавшихся как-то просуществовать в этом раскаленном пекле. В протокольной, почти документальной форм е Нельсон Перейра дос Сантос показал унижения и эксплуата цию обездоленного народа, передал глуби ну его боли и отчаяния, гнев за его судьбу. Трудно сказать, почему именно «Засох шие жизни» тридцатипятилетнего Нельсона Перейры дос Сантоса, фильм, кстати ска зать, демонстрировавшийся на советских экранах, обратил внимание всего мира на «новое бразильское кино». Может быть, благодаря этнографической точности, так резко контрастировавшей с псевдонарод ностью коммерческого кино, правдивому показу нетронутого современной цивилиза цией края с его своеобразным жизненным укладом. Может быть, благодаря' социаль ной типичности, ибо «засохшие жизни» можно найти и в Колумбии, и на Эквадоре,* и в Венесуэле, и этот фильм, как, впрочем, и все «новое кино», оставаясь националь ным, стал латиноамериканским. А вероят нее всего, благодаря своей художествен ной высоте и достоверности. «Я знаю толь ко,— писал Нельсон Перейра дос Сантос,— что должен избегать всего недостоверного при изображении человека, живущего в оп ределенном социальном контексте и в оп ределенную эпоху». Произведения «нового кино», рассказы вающие о «фавеллах» — трущобах больших городов — и их обитателях— «фавелла- дос», нищете и голоде, феодальной эксплу атации земель, экономическом порабоще нии крестьянства, невежестве, отсталости, вредности некоторых народных обычаев, судьбах бродячих батраков и талантливых музыкантов-негров, месте интеллигенции в латиноамериканском обществе и участии в революционной борьб'е разных слоев насе ления, свидетельствует о том, что кино участвует в процессе, способном освобо дить не только бразильский, но и весь ла тиноамериканский народ. Показав, как р а ботает, говорит, страдет, борется бразилец, авторы «нового кино» поставили киноискус ство Бразилии вровень с ее литературой, настенной живописью, музыкой, танцами и архитектурой. СЕРХИО ОЛЬХОВИЧ: НЕЗАВИСИМОЕ КИНОИСКУССТВО МЕКСИКИ. Мексикан ская кинем атография— старейшая в Латин ской Америке. Еще в 1896 году инженер Сальвадор Тоскано снял видовую картину о природных богатствах Мексики. В 1950 го ду его дочь Кармен Тоскано Морена соб рала воедино весь отснятый им богатей ший материал, озаглавив его «Мемуары одного мексиканца». «Золотой век» мексиканского кино — первые послевоенные годы. К этому вре мени в стране сложилась своя кинемато графическая школа, свой национальный стиль, неповторимый связью с фольклором, с красочной, яркой поэтикой народных баллад «корридо», с пышностью народных праздников, с лихостью мексиканских ги тар. В шестидесятые-семидесятые годы в мексиканское кино пришло новое поколе ние кинематографистов, поставивших своей целью демистифицировать мир, в котором живут массы, мир, основанный на религии, запретах'и традиционных ценностях, уна следованных от колониализма. Один из них — Серхио Ольхович — привозил свои фильмы на Московский и Ташкентский ки нофестивали. Он рассказывает: — В течение двадцати лет мы произво дили фильмы только очень дешевые и очень банальные. Теперь мы рады тому, что можем показать свое лицо — идет но вое развитие кинематографии Мексики. На ша главная за д а ч а— делать социальные фильмы. Путь, который другие страны про шли в течение двух десятилетий, мы вы нуждены были пройти за два-три года. В Мексике сущ ествует сейчас две формы кинематографа: то, что производит кино индустрия, и продукция небольших групп, пытающихся создавать фильмы на социаль ные темы. Родилась как бы новая свобод ная кинематография — «независимая М ек сика». ...Это была вторая встреча советских зри телей с творчеством Серхио Ольховича. За два года до этого в дни Недели мекси канского кино в ССС Р показывался его фильм «Кукла-королева» — о человеке, пы тающемся спрятаться от острых проблем века в мечтах и воспоминаниях о скучной, чинной и безрадостной жизни респекта бельной буржуазной семьи, жизни, как будто пропитанной дорогими духами, но лишенной свежего воздуха. С Ольховичем мы говорили по-русски, на языке, родном для его отца, но который он выучил уже взрослым в Москве. О льхо вич рассказывал: 9 ' —- Мой отец, Владимир Ольхович, рус ский по происхождению , живет в Мексике
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2