Сибирские огни, 1978, № 6

ЭКРАН БОРЬБЫ И НАДЕЖД 159 Директор «Чилифилмс» Эдуардо Паредес был убит во время путча. Убиты Уго Хара- милло, Гильермо Кан, Адриана дель Рио Лагарричо. Марчелло Ромо (снимавшийся в «Шакале из Науэльторо») и Иван Сан Мар­ тин (снимавшийся в «Осадном положении») были арестованы и подвергнуты пыткам. Максимо Гедда, Глэдис Диас и Хосе Карра- сио Тапиа до сих пор в тюрьме. Кармен Буэно (она снималась в «Земле обето­ ванной») и ее муж оператор Хорхе Мюл­ лер, работавший с Патрисио Гусманом, «исчезли» в ноябре 1974 года. Их насильно посадили в машину сотрудники тайной по­ лиции, но хунта отказывается признать факт их ареста. Есть сведения, что их били и пы­ тали электрическим током. Расстрелян опе­ ратор Уго Арайя. Не удивительно, что фашистскому режи­ му с грехом пополам удается делать лишь редкие выпуски хроники «Висьон д е Чили», пропагандирующие новые порядки. Сейчас больше пятидесяти чилийских ки­ нематографистов находится в эмиграции. В 1974 году в Стокгольме состоялся пер­ вый съ езд кинематографистов Чили. Мы выработали общую программу, основой ко­ торой стала борьба с хунтой. Чилийское ки­ но в изгнании — большая творческая сила. «НАД САНТЬЯГО ДОЖ Д Ь ». Это па­ роль — пароль Пиночета и его генералов, осуществивших военный переворот и установивших в Чил(* фашистскую диктату­ ру. И это название фильма Эльвио Сото, чилийского кинорежиссера, поставившего картину в Болгарии при участии Франции. На экране реальные люди — Сальвадор А льенде, дочь А льенде, журналист Аугусто Оливарес, его жена, министр экономики... Их роли исполняют звезды мирового ки­ но — Жан-Луи Трентиньян, Анни Жирардо, Лоран Терзиев, Биби Андерсон, Риккардо Куччола... Тонкой режиссурой Э. Сото по­ мог им сыграть свои роли максимально ес­ тественно и просто. Действие происходит в течение одного д н я— 11 сентября 1973 го­ да, когда великая демократическая надеж ­ да страны была расстреляна, потоплена в крови. Но чтобы события на экране были понятны, режиссер рассказывает о жизни героев и до этого дня — их юности, рево­ люции, любви, семьях... Судьбы героев проходят на фоне сложнейших политиче­ ских конфликтов. Эльвио Сото создал произведение не только страстное, но аналитическое и серь­ езное. Воссоздавая неопровержимые ф ак­ ты, он исследует причины поражения рево­ люции. Талантливый режиссер, друг и со­ ратник Сальвадора Альенде, он сделал фильм простой и прямой, обращенный ко всем и доступный для понимания зрителей, далеких от политики. Его цель — побудить к размышлению. Он достигает этой цели, передавая художественными образами и приемами события, историческая реаль­ ность которых бесспорна, участники всем известны, а подоплека вскрыта. На одной стороне баррикад — рабочие, надежда страны и ее совесть, те, кто не сдались и не сдадутся. На другой — капитал и егсУ приспешники. Одни идут в бой с голыми руками, в лучшем случае с винтовками, у других — авиация и танки. Речь идет о меха­ низме неоколониалистского проникнове­ ния в страны Латинской Америки, об угро­ зе фашизма, о необходимости тщательно готовиться к коренным переменам в жизни общества, к защите этих перемен. Об исто­ рической правоте тер, кому принадлежит будущ ее. О том, что поражение временно и необходимо новое объединение сил. СЕБАСТЬЯН АЛАРКОН : «НОЧЬ НАД ЧИ­ ЛИ». Они встретились на улице Сантьяго: дуло автомата и объектив кинокамеры. Солдат хунты заметил, что на него смотрит зрачок объектива. Подняв автомат, он взмахом гбловы приказал прекратить съем­ ку. Оператор не подчинился. Грянул выст­ рел. Камера пошатнулась, пленка погасла... Эти потрясающие кадры, запечатлевшие момент, когда до смерти художника оста­ вались секунды и метры, вошли в фильм чилийского кинодокументалиста С ебастья­ на Аларкона «Последние страницы», фильм, ставший его дипломной работой во ВГИКе. Оператор, павший от рук фашиста из Сан­ тьяго, не был чилийцем. Тем символичнее его смерть. Картина Себастьяна Аларкона, снятая на студии «Мосфильм», была премирована на фестивале фильмов ВГИКа, на международ­ ных кинофестивалях в Тампере (Финляндия) и Оберхаузене (Ф РГ), успешно показыва­ лась на III Международном кинофестивале стран Азии и Африки в Ташкенте и получи­ ла две награды — премию почетного жюри семи виднейших кинодокументалистов ми­ ра и диплом «Международной федерации кинопрессы» («ФИПРЕССИ») — на XX Меж­ дународном фестивале короткометражных фильмов в Лейпциге (ГДР). __ Я родился в 1949 году в Вальпараисо, недалеко от Сантьяго,— рассказывает о се­ бе Себастьян Аларкон,— в семье морского офицера. В год окончания лицея я узнал о том, что при университете создается киношко­ ла и, пройдя огромный конкурс, попал в нее в числе двадцати счастливчиков. К со­ жалению, обучение в ней было чисто тео ­ ретическим— у нас не было не только ки­ нокамер, но даже фотоаппаратов. Среди преподавателей не было ни одного кинема- тографиста-прОфессионала. В институте чи­ лийско-советской дружбы, где я часто бы­ вал, мне сказали, что я могу подать заяв­ ление в университет Дружбы народов име­ ни Патриса Лумумбы в Москве, но что там нет кинофакультета. Выучив русский язык, я рискнул посту­ пить во ВГИК и, к счастью, выдержал туда вступительные экзамены. Практику я попросил разрешения прохо­ дить у Романа Кармена, снимавшего на «Мосфильме» серию телевизионных лент о Латинской Америке. Я пришел к нему 10 сентября 1973 года, а 11 сентября в Чи­ ли произошел фашистский переворот. Р. Кармен изменил свои планы и стал рабо­ тать над публицистической картиной «Чили. Время борьбы, время тревог». Я помогал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2