Сибирские огни, 1978, № 6
ЭКРАН БОРЬБЫ И НАДЕЖД 159 Директор «Чилифилмс» Эдуардо Паредес был убит во время путча. Убиты Уго Хара- милло, Гильермо Кан, Адриана дель Рио Лагарричо. Марчелло Ромо (снимавшийся в «Шакале из Науэльторо») и Иван Сан Мар тин (снимавшийся в «Осадном положении») были арестованы и подвергнуты пыткам. Максимо Гедда, Глэдис Диас и Хосе Карра- сио Тапиа до сих пор в тюрьме. Кармен Буэно (она снималась в «Земле обето ванной») и ее муж оператор Хорхе Мюл лер, работавший с Патрисио Гусманом, «исчезли» в ноябре 1974 года. Их насильно посадили в машину сотрудники тайной по лиции, но хунта отказывается признать факт их ареста. Есть сведения, что их били и пы тали электрическим током. Расстрелян опе ратор Уго Арайя. Не удивительно, что фашистскому режи му с грехом пополам удается делать лишь редкие выпуски хроники «Висьон д е Чили», пропагандирующие новые порядки. Сейчас больше пятидесяти чилийских ки нематографистов находится в эмиграции. В 1974 году в Стокгольме состоялся пер вый съ езд кинематографистов Чили. Мы выработали общую программу, основой ко торой стала борьба с хунтой. Чилийское ки но в изгнании — большая творческая сила. «НАД САНТЬЯГО ДОЖ Д Ь ». Это па роль — пароль Пиночета и его генералов, осуществивших военный переворот и установивших в Чил(* фашистскую диктату ру. И это название фильма Эльвио Сото, чилийского кинорежиссера, поставившего картину в Болгарии при участии Франции. На экране реальные люди — Сальвадор А льенде, дочь А льенде, журналист Аугусто Оливарес, его жена, министр экономики... Их роли исполняют звезды мирового ки но — Жан-Луи Трентиньян, Анни Жирардо, Лоран Терзиев, Биби Андерсон, Риккардо Куччола... Тонкой режиссурой Э. Сото по мог им сыграть свои роли максимально ес тественно и просто. Действие происходит в течение одного д н я— 11 сентября 1973 го да, когда великая демократическая надеж да страны была расстреляна, потоплена в крови. Но чтобы события на экране были понятны, режиссер рассказывает о жизни героев и до этого дня — их юности, рево люции, любви, семьях... Судьбы героев проходят на фоне сложнейших политиче ских конфликтов. Эльвио Сото создал произведение не только страстное, но аналитическое и серь езное. Воссоздавая неопровержимые ф ак ты, он исследует причины поражения рево люции. Талантливый режиссер, друг и со ратник Сальвадора Альенде, он сделал фильм простой и прямой, обращенный ко всем и доступный для понимания зрителей, далеких от политики. Его цель — побудить к размышлению. Он достигает этой цели, передавая художественными образами и приемами события, историческая реаль ность которых бесспорна, участники всем известны, а подоплека вскрыта. На одной стороне баррикад — рабочие, надежда страны и ее совесть, те, кто не сдались и не сдадутся. На другой — капитал и егсУ приспешники. Одни идут в бой с голыми руками, в лучшем случае с винтовками, у других — авиация и танки. Речь идет о меха низме неоколониалистского проникнове ния в страны Латинской Америки, об угро зе фашизма, о необходимости тщательно готовиться к коренным переменам в жизни общества, к защите этих перемен. Об исто рической правоте тер, кому принадлежит будущ ее. О том, что поражение временно и необходимо новое объединение сил. СЕБАСТЬЯН АЛАРКОН : «НОЧЬ НАД ЧИ ЛИ». Они встретились на улице Сантьяго: дуло автомата и объектив кинокамеры. Солдат хунты заметил, что на него смотрит зрачок объектива. Подняв автомат, он взмахом гбловы приказал прекратить съем ку. Оператор не подчинился. Грянул выст рел. Камера пошатнулась, пленка погасла... Эти потрясающие кадры, запечатлевшие момент, когда до смерти художника оста вались секунды и метры, вошли в фильм чилийского кинодокументалиста С ебастья на Аларкона «Последние страницы», фильм, ставший его дипломной работой во ВГИКе. Оператор, павший от рук фашиста из Сан тьяго, не был чилийцем. Тем символичнее его смерть. Картина Себастьяна Аларкона, снятая на студии «Мосфильм», была премирована на фестивале фильмов ВГИКа, на международ ных кинофестивалях в Тампере (Финляндия) и Оберхаузене (Ф РГ), успешно показыва лась на III Международном кинофестивале стран Азии и Африки в Ташкенте и получи ла две награды — премию почетного жюри семи виднейших кинодокументалистов ми ра и диплом «Международной федерации кинопрессы» («ФИПРЕССИ») — на XX Меж дународном фестивале короткометражных фильмов в Лейпциге (ГДР). __ Я родился в 1949 году в Вальпараисо, недалеко от Сантьяго,— рассказывает о се бе Себастьян Аларкон,— в семье морского офицера. В год окончания лицея я узнал о том, что при университете создается киношко ла и, пройдя огромный конкурс, попал в нее в числе двадцати счастливчиков. К со жалению, обучение в ней было чисто тео ретическим— у нас не было не только ки нокамер, но даже фотоаппаратов. Среди преподавателей не было ни одного кинема- тографиста-прОфессионала. В институте чи лийско-советской дружбы, где я часто бы вал, мне сказали, что я могу подать заяв ление в университет Дружбы народов име ни Патриса Лумумбы в Москве, но что там нет кинофакультета. Выучив русский язык, я рискнул посту пить во ВГИК и, к счастью, выдержал туда вступительные экзамены. Практику я попросил разрешения прохо дить у Романа Кармена, снимавшего на «Мосфильме» серию телевизионных лент о Латинской Америке. Я пришел к нему 10 сентября 1973 года, а 11 сентября в Чи ли произошел фашистский переворот. Р. Кармен изменил свои планы и стал рабо тать над публицистической картиной «Чили. Время борьбы, время тревог». Я помогал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2