Сибирские огни, 1978, № 6
158 СЕМЕН ЧЕРТОК Впоследствии мы поняли, что, снимая эти события, делаем фильм о контрреволюции. Мы начинали работу над фильмом о рево люции и дум али, что он кончится победой законного правительства. Но время шло, на нас напала бурж уазия. То, что мы виде ли, запечатлевали, вызывало у нас тревогу. 11 сентября мы собрались, как обычно, у нас была запланирована съемка на фабри ке. Мы пошли по направлению ко дворцу Ла Монеда и по дороге сняли несколько планов, в частности, самолеты, сбрасываю щие бомбы. Но, не дойдя трех кварталов, убедились, сколь сложна ситуация, и верну лись в студию . Приняли решение разойтись в разных направлениях и по возможности работать. Например, мы снимали с экрана телевизора то, что говорили главари хунты сразу после переворота. До этого трагиче ского дня никто, кроме меня, не знал, где находится снятый материал. Теперь мы раз делили ответственность за его сохранность м еж ду всеми членами группы. Меня арестовали в первое воскресенье после путча. Четыре раза в квартире про изводился о б ы с к— конфисковали маркси стскую литературу, теоретические работы, журналы, фотографию Сальвадора А льен де и его супруги. Потом меня привезли на стадион и заперли вместе с другими това рищами в раздевалке. Только через пять дней перевели на в о з д у х— «а поле стадио на. Из репродукторов неслась оглушитель ная военная музы ка. Я видел множество избитых до крови людей, они шли, опираясь на плечи своих товарищей. Нам не давали есть, отказывали в воде. Пытки начались сразу же после того, как нас арестовали., Мне неоднократно грозили расстрелом , не раз устраивались инсценировки моей казни. В течение двух недель, пока я был на ста дионе, коллектив решал, что делать с от снятым материалом. Стали искать пути его отправки за границу. Когда я вышел, эта операция уже началась. Она длилась около года. И до конца этой операции все члены группы, кроме меня, оставались в Чили. Из пяти человек четверых арестовали. Трех по том выпустили. Четвертый — Хорхе Мюл лер, арестованный последним, . исчез,— возможно, его уже нет в живых. Я уехал в начале ноября 1973 года. Сна чала в М адрид, оттуда в Гавану, где с по мощью кубинских коллег закончил работу. Каждая серия фильма длится полтора часа. В первой — «Восстание бурж уазии» анали зирую тся причины, приведшие к сверж е нию законного правительства. Вторая часть — «Государственный переворот» — кинообвинение организаторам путча, показ видимых и невидимых сторон заговора против чилийского народа. Она говорит о необходимости объединения левых сил пе ред лицом ф ашизма, показывает, что отсут ствие этого объединения явилось одной из причин поражения. Третья называется — «Власть народа». Она рассказывает о том новом, что принесла с собой народная власть в Чили,— советах соседей, материн ских центрах, народных магазинах, индуст риальных зонах, рабочих и крестьянских советах, о рождении новых, социалистиче ских, отношений между людьми, об орга низаторской роли чилийских коммунистов. Эти импровизированно возникшие органи зации решали насущные проблемы и явля лись зачатками, базой для возникновения новых органов власти будущ его социали стического государства. — Что дал чилийскому кино период правления правительства Народного един ства? -— Это кино существовало недолго и не успело создать шедевров, но оно сыграло важную роль в определении места и назна чения художника в процессе социалистиче ского обновления общества. Возникла не обходимость нового осмысления фактов, создания новых художественны х образов, нового подхода к национальным ценностям и со стороны зрителей. Но самый большой интерес возник к сов ременности. Поэтому в эпоху Народного единства такое сильное развитие получил репортаж — и газетный, и телевизионный, и кинематографический. Пользуясь ясным и общедоступным языком, кино быстро н прямо воспроизводило реальность: проб лемы жилья, труда, сельского хозяйства, продовольственного снабжения, выборов. Это было зрелое кино, отразившее высо кий уровень классовой борьбы, сознающ ее свою культурную и политическую миссию , исполненное гражданской страстности, от крывающее массам глаза на их прошлое и указывающее им путь в будущ ее. Нередко отснятый материал обсуждался с рабочими и крестьянами, которые вовлекались в про цесс создания фильма, для них ж е пред назначенного. Конечно, наше кино не могло прямо вли ять на ход событий, но его роль в фор мировании общественного сознания была значительна. Оно было средством револю ции. Все чилийские кинематографисты под держивали правительство Народного един ства. По этой причине чилийского кинема тографа на родине сего дня не сущ ествует. Д У ГЛ А С ХЮБНЕР. БОРЬБА П РО ДО ЛЖ А ЕТСЯ.— В день фашистского переворота меня и четверых моих коллег, находивших ся на студии «Чилифилмс»,— рассказывает режиссер Д углас Хюбнер,— солдаты хунты посадили в машину, привезли в военную школу и на первом же допросе избили. Звукооператор Рауль А скуль не выдержал побоев и скончался. На следующий день меня выпустили, а через неделю арестова ли опять й отправили в тюрьму. Потом со слали в Кальдеру, небольшой — всего 800 жителей — поселок на севере Чили. Связи с внешним миром не было, работы не да вали, переписка запрещалась. Каждую ночь я ловил программу московского радио. Я спрашивал у рыбаков, слушаю т ли они программу, но они отвечали отрицательно. О днажды на рассвете ко мне один за д р у гим зашли пять жителей поселка с одина ковым сообщением: задержан сенатор- коммунист Хорхе Мондес. А эта новость была передана ночью московским радио. Стало ясно, что его слушаю т все.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2