Сибирские огни, 1978, № 6
ЭКРАН БОРЬБЫ И НАДЕЖД 157 социализма. Наступил момент возвратить народу культурные и политические ценно сти. Довольно позволять господствующим классам похищать все созданное народом за время долгой освободительной борьбы». В манифесте говорилось: «Прежде всего, мы не кинематографисты, а люди, связав шие свою судьбу с политическими и соци альными событиями, с большой задачей — построением социализма». Чилийские кинематографисты следовали этому манифесту в своей практической д ея тельности. Ясность и простота формы, четкость по литической позиции отличали показанный на Московском фестивале 1971 года фильм Педро Часкеля и Эктора Риоса «Мы побе дим». Об особенностях революционной борьбы в Чили рассказал документальный фильм Эльвио Сото «Выборы плюс винтов ка». Главный герой — интеллигент, постав ленный перед необходимостью политиче ского выбора. Действие происходит после выборов президента А льенде, но до рати фикации этих выборов конгрессом. О стрые социальные и экономические проблемы ставились в фильмах «Преступление, о ко тором там много говорят» и «Поселок Пи- ниот» — о безработных на городских ок раинах. Менее чем за три года правления прави тельства Народного единства в Чили было снято 16 полнометражных картин, в том числе 4 документальных. Последним документальным фильмом, снятым в Чили до фашистского переворо та, оказалась «Чилийская хроника» Эдуарда Лабарки, смонтированная из материалов, рассказывающих о попытке государствен ного переворота в Чили еще до трагиче ской гибели президента Альенде. Авторы называют число погибших, их имена, места и даты фашистских преступлений — факты, свидетельствующие о непрекращавшемся ни на минуту стремлении имущих классов вернуть утерянное. «БИТВА З А ЧИЛИ» ПАТРИСИО ГУСМ АНА. Так называется документальная кинотрило гия Патрисио Гусмана, над которой *он на чал работать в Чили и которую закончил на Кубе. Гусман рассматривает и период от марта до начала июля 1973 года, когда зрел за говор бурж уазии, решившей любой ценой защитить свои привилегии, и события заба стовки владельцев грузовиков в октябре 1972 года до штурма дворца Ла Монеда в сентябре 1973-го. Гусман и его товарищи даю т возможность высказаться как друзь ям, так и противникам Народного единства. Их ответы, смонтированные в фильме,— лучший анализ ситуации в Чили в преддве рии убийства президента Альенде и захва та власти хунтой. Вооруженный диалекти ческим- методом, Гусман, не колеблясь, обращается к трагическому ф акту, когда рабочие медных рудников, подталкиваемые своими руководителями, выступили против Народного единства. Гусман вскрывает причины государственного переворота и прихода к власти военной хунты, подтверж дая своим анализом марксистский тезис о том, что история человеческого общества есть история классовой борьбы. Небольшая съемочная группа брала ин тервью на улицах и фабриках, в парламен те и школах, на рудниках и в магазинах. Постановщики признавались, что в начале работы сами не вполне понимали, какую ценность могли иметь их съемки. И лишь со временем они убедились, что эти каж додневные событийные съемки вырастают в могучее историческое произведение, по казывающее истинное лицо обреченного историей класса, который, не колеблясь, окрасит в цвет крови землю , прежде чем уступить свои привилегии, ф ильм передает напряжение политической атмосферы нака нуне взрыва, дает рентгенограмму эпохи, постоянно находящейся под угрозой ф а шизма. — То, что произошло в Чили в 1973 го д у,— говорит Патрисио Гусман,— важно не только для истории чилийского народа, но и для истории значительной части мира. 11 сентября пало не только народное пра вительство. Изрешеченное пулями тело президента Альенде означало и смерть ли берально-демократического режима, окон чательное разрушение государственного аппарата, складывавшегося в Чили, начиная с X IX века. Сегодня во многих районах ка питалистического мира начинает обрисовы ваться ситуация, которая может оказаться похожей на ситуацию в Чили в 1973 году. Там, где развивается левое движение и ра бочий класс осознает свои задачи, где про исходит экономический, политический и идеологический кризис капитализма и им периализма, национальная и м еждународ ная буржуазия сбрасывает маски и отвеча ет на это фашизмом. Такова главная идея кинотрилогии. — Расскажите, пожалуйста, о том, как создавался фильм. — Мы начали съемки, не приняв реше ния о методе отбора материала. Классовая борьба достигла в феврале невероятного накала: велась подготовка к выборам, ко торые должны были увеличить число д еп у татов — сторонников Сальвадора Альенде в конгрессе. Еще не выбрав форм»' фильма, мы вывесили на стене список самых важ ных проблем, вставших перед страной — экономических, политических, идеологиче ских. У нас была только одна камера, один магнитофон и полуразвалившийся автомо биль. М ы — оператор, звукооператор и я — уезжали очень рано, времени всегда не хватало, требовалось использовать каж дую минуту. Мы походили на пожарных: в любой момент нужно было успеть туда, где что-то происходило. Во время съемок мы не давали никаких интервью и никому не рассказывали о том, что делаем : считали важным хранить рабо ту в тайне. Внутри чилийской кинопромыш ленности шла серьезная идеологическая борьба, и мы отдавали себе отчет в том, что единства можно добиться по прошест вии значительного времени, а сейчас важ но действовать — в нашем случае снять фильм.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2