Сибирские огни, 1978, № 6
156 СЕМЕН ЧЕРТОК Это кино связано не только с националь ной культурой и обычаями, но и с полити ческими проблемами, имеющими жизнен но важное значение для судеб народов и континента. Кубинская революция — вот событие, давшее толчок «новому» латиноамерикан скому кино, заставившее кинематографи стов не говорить о необходимости борьбы, а активно включиться в нее. Кино Кубы стало знаменем прогрессивного латиноаме риканского киноискусства. Если говорить о кинематографе как об искусстве, то до революции на Кубе кино не было. Нельзя же назвать произведения ми искусства душещипательные истории, интрига которых терялась в многочислен ных песнях и номерах из репертуаров ка баре, или низкого качества совместные по становки, в которые Куба привносила «тро пический аромат» при помощи нескольких пейзажей, одного роскошного отеля и двух танцовщиц, исполняющих румбу. В ходе подъема революционного движе ния в стране организовались киноклубы. Они объединяли интеллигентов, интересо вавшихся кинематографией, готовились к созданию национальных фильмов, стреми лись бороться с тлетворным влиянием Гол ливуда. Позднее было создано Общество деятелей культуры, которое называлось «Наше время». В него вошли писатели, ху дожники, артисты. Общей платформой бы ла борьба против диктатуры империализма, в которой они принимали активное участие. Секция кино этого общества поставила не большой фильм «Болото» — о труде угле копов. Цензура запретила фильм не за со держащийся в нем подспудно призыв к революции, а за то, что показанное в нем нищенское существование мало соответст вовало представлению о Кубе, которое хо тел создать диктатор Батиста. Среди авто ров этого фильма были Хулио Гарсиа Эспи ноза, Хосе Массип, Томас ГутТьерес Алеа, Альфредо Гевара. Сегодня это ведущие кинорежиссеры кубинского кинр, а А льф редо Гевара возглавляет национальную ки нематографию. Кино Кубы стало знаменем прогрессив ного латиноамериканского киноискусства, общая черта которого — вовлечение его в социальную борьбу. Боевые латиноамери канские кинематографисты стремятся сде лать зрителя активным участником непре рывного политического диалога. Они опре деляю т свою цель как «деколонизацию культуры». По словам Глаубера Роши, эта цель заключается в том, чтобы «заставить людей осознать сложившееся положение». Процесс деколонизации культуры, утверж дают представители «нового» кино, включа ет е себя демистификацию буржуазных культурных ценностей с их вымыслами и призраками. Передовые латиноамерикан ские кинематографисты, таким образом, создаю т кино, одновременно разрушающее и созидающее, активно вмешивающееся в действительность, утверждающее нацио нальное самосознание. Недаром один из них назвал кинопроектор винтовкой, вы стреливающей 24 кадра в секунду. Неда ром в тех странах Латинской Америки, где у власти находятся реакционные режимы, прогрессивные кинематографисты подвер гаются преследованиям, а их фильмам чи нятся всяческие препятствия. Разнообраз ное по художественным индивидуально стям, творческому почерку мастеров, передовое латиноамериканское кино едино по своим задачам. ЧИЛИ В СЕРДЦ Е. Зем ля, раскинувшаяся между хребтами Анд и водами Тихого океана, земля, воспетая Пабло Нерудой, много лет не находила достойных певцов экранного искусства. Хотя еще в 1910 году в Чили демонстрировался первый нацио нальный документальный, а в 1916-м — художественный фильм. Узость внутренне го рынка, нехватка творческих кадров, со здание исключительно коммерческого, раз влекательного кино — все это сдерживало развитие чилийского киноискусства. Возникновение «нового» кино связано с созданием в 1958 году первого киноклуба в стране — при университете. Эти клубы, объединившие представителей передовой интеллигенции,-*- журналистов, адвокатов, врачей — кинолюбителей, поставили своей целью создать подлинно чилийское нацио нальное кино. Энтузиасты киноклубов пер выми в чилийском кино проявили признаки критического подхода к социальной дейст вительности. К 1969 году было снято уже девять фильмов нового художественного направления, и в Винья-дель-Мар был ор ганизован Международный кинофестиваль, после которого заговорили о «новом чи лийском кино». Осенью 1970 года состоя лась Неделя чилийских фильмов в Моск в е— первый выход чилийского киноискус ства за пределы страны. «Кровавая селитра» (1969) Эльвио Сото и «Шакал из Науэльторо» (1970) Мигеля Литтина, «Валь параисо, моя любовь» (1968) Альдо фран- сиа и другие фильмы, показанные в Моск ве, обнажали и разоблачали социальные язвы общества. Новым толчком для развития «нового чи лийского кино» стала победа на выборах 1970 года партии Народного единства, по ставившая во главе республики Сальвадора Альенде. Частная компания «Чилифилмс» стала государственной организацией, и ее первым президентом оказался 28-летний Мигель Литтин. О ее целях он сказал: «Чи лифилмс» должна превратиться в центр мысли, анализа существующей и поиска будущей национальной действительности и культуры... Мы думаем, что задача кино — стать основным орудием создания истин но национальной неколониальной культу ры. Ее основы содержатся сегодня в на родной чилийской культуре и в пересмот ре нашего исторического прошлого». ПОЛИТИЧЕСКИЙ М АНИФ ЕСТ ЧИЛИЙ СКИХ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ «Кинема тографисты и народное правительство». Так назвали свой политический манифест чилий ские кинематографисты. Он начинался сло вами: «Чилийские кинематографисты! На ступил момент, когда мы вместе с нашим народом должны решить задачу нацио нального освобождения и строительства
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2