Сибирские огни, 1978, № 6

ИСКУССТВО Семен Черток ЭКРАН БОРЬБЫ И НАДЕЖД «Под напором борьбы международного рабочего класса и угнетенных народов колониальных и зависи­ мых стран рухнула колониальная система империализ­ ма, возникли десятки новых государств, вступивших на путь самостоятельного развития. Преодолевая трудно­ сти становления своей государственности и давая отпор силам внутренней и внешней реакции, эти страны до­ биваются упрочения национальной независимости, со­ циально-экономических и культурных преобразований». Л. И. БРЕЖНЕВ. Приветствие «Участникам Международной на­ учной конференции «Великая Октябрьская социа,- листическая революция и национально-освободи­ тельное движение народов Азии, Африки И Ла­ тинской Америки». «Пра в д а » , 27 мая 1977 г. Эти заметки рассказывают о молодом кино развивающихся стран — и тех, где это искусство недавно родилось, и тех, где оно в последние годы приобрело новые формы и стало играть новую роль. Написанные в разных жанрах — очерка, портрета, рецензии, включающие интервью с деятелями молодого кино, они основаны на просмотрах фильмов и встречах с кине­ матографистами на Московском, Ташкентском, Карловарском, Каннском, Карфагенском, Варненском Международных кинофестивалях, Алжирском конгрессе Панафриканской ассоциации кинематографистов, Неделях зару­ бежных фильмов в СССР. «НОВОЕ КИНО» ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ. На латиноамериканском континенте кинема­ тограф появился сразу после своего рожде­ ния. Первые съемки в Аргентине относятся к 1897 году, в Бразилии — к 1903 году, на Кубе — к 1897 году. Но до начала шестиде­ сятых годов латиноамериканское кино бы­ ло мало известно в Европе. Пожалуй, лишь экзотические мексиканские ленты время от времени пересекали океан. , В Латинской Америке трудно найти об­ щую форм улу не только для кино, но и для культуры в целом. Здесь царит этни­ ческая пестрота. Здесь скрестились истори­ ческие судьбы трех различных рас — ин­ дейской, европейской и негритянской. Здесь слишком неравномерно развиваются народы и государства, но в каждом из них — явно или скрыто — идет непрерыв­ ное политическое бурление. А каждая ки­ нематография учитывает особенности раз­ вития своей., страны. В последние годы кино начинает появлять­ ся и там, где его прежде не было,— в Ко­ ста-Рике, Пандме, Эквадоре, Гайане. Но и в тех странах, где оно имеет традиции и существует десятилетмЯюа последние годы возникло «новое», или «независимое» кино, отказавшееся, от веселых ревю с буйными танцами и сентиментальными песенками, от показа карнавалов, сомбреро, мулаток, ма­ чете, самбы, местных ковбоев и других клише коммерческого кинематографа, жал­ кие подделки которого под фольклор лишь искажают реальную жизнь. Это смелое и подлинно национальное кино, отбросив фальшивую романтику, объективно смотря­ щее на человека и общество, исследующее острые социальные проблемы, указывает народным массам путь к освобождению.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2