Сибирские огни, 1978, № 6
В ГРОЗНЫЙ ЧАС 133 пальника танкоремонтного завода по политчасти. Очень ответственная должность. И не где-то, а здесь, на окраине Москвы. Вам ее предлагаем. Как вы смотрите? Стало не по себе. «Неужели списывают? Может, теперь только и годен для ты ловой работы?» — Как ж так, Борис Иванович,— говорю Захарову.— Вы пять минут назад сами со жалели, что не на фронте, а мне предлагаете тыл. — Иного ответа от вас я и не ждал,— улыбнулся Захаров — Но наше предложе ние правомерно. Вы уже достаточно повоевали. К тому же, после госпиталя надо не много окрепнуть. — Нет, нет, Борис Иванович,— разволновался я.— Не для мен» эта должность. И слабости в себе не чувствую, вполне окреп. Тфк что только на фронт отправляйте. Полковник не обиделся на мою запальчивость. — Я на вашем месте, Иван Семенович, поступил бы так же. Просьбу вашу придет ся уважить. Но только надо подождать. — А может, на старое место? — Там уже назначен капитан Самохвалов. По-моему, он на месте. Так что подож дите, Иван Семенович. — Хорошо, подожду. Только, пожалуйста, недолго. — Постараюсь. Слово свое Захаров сдержал. Спустя несколько дней мне была предложена долж ность заместителя командира полка по политической части. Действовал этот 49-й гвар дейский тяжелый танковый полк прорыва в составе 6-й танковой армии 2-го Украин ского фронта на территории Румынии. Меня это вполне устраивало. — Вот и хорошо,— сказал Захаров.— Полк этот замечательный, с богатыми тради циями. И командир там толковый. Вы наверняка с ним поладите. Сборы были недолги. Подвернулся попутный самолет — транспортный ЛИ-2. Он доставлял в 6?ю танковую армию двигатели танков. Вылететь этим самолетом мне по мог бывший начальник политотдела 29-го танкового корпуса полковник Соловьев. Петр Алексеевич был ранен под Вапняркой и после выздоровления получил назначение в автобронетанковое управление. Как только самолет поднялся в воздух и позади осталась Москва, потянуло на сон. Видимо, сказались волнения последних дней. Проснулся от толчков, когда ЛИ-2 совер шал посадку на каком-то аэродроме. Едва самолет остановился, к нему подошла ма шина с горючим. Минут через пятнадцать мы снова были в воздухе. А примерно через час один из пилотов сказал: — Внизу Румыния.. Самолет шел на небольшой высоте, и земля расстилалась под нами то тронутыми желтизной лесами на взгорьях, то квадратами полей в широких долинах. В одних м е стах поля эти были черными, только что вспаханными, в других ярко зеленели всхода ми озимых. Рядом с полями виднелись сады. Их нетрудно было различать по строго определенному размещению деревьев. Почти повсюду в садах еще работали люди. Осень в тот год на Карпатах была щедрой на урожай. По дорогам пылили повозки, наполненные корзинами с фруктами. Память неумолимо возвращала меня к весне того же года. Именно тогда началось освобождение румынского народа. «Быть может, вот в этой деревушке был наш полк»,__ подумалось мне, когда самолет прошел над небольшим селением почти у ис токов какой-то речки. ...Было это в начале апреля 1944 года. В опубликованном тогда Заявлении Совет- ского правительстве говорилось, что советским войскам отдан приказ «преследовать врага вплоть до его разгрома и капитуляции». До миллионов людей всего мира дошли слова этого документа о том, что Советский Союз не ставит «цели приобретения ка кой-либо части румынской территории или изменения существующего строя Румынии» и что «вступление советских войск в пределы Румынии диктуется исключительно во енной необходимостью и продолжающимся сопротивлением войск противника». Заявление Советского правительства не только разоблачило гитлеровских при служников, оно значительно содействовало подъему национально-освободительного движения в Румынии. Комментируя этот документ, патриотическая газета «Романиа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2