Сибирские Огни, 1978, № 5
192 БОР. ЛЕОНОВ В сумме своей они составляли характер мо лодого поколения, а раздельно — челове ческую личность каждого, тот самый нрав ственный фундамент, на котором выраста ли офицер Советской Армии — Андрей Савельев и поэт Дмитрий Савельев. Выра стали потому, что их растила и добрая, ми лая, умная мать, и великая, могучая, свет лая Родина, за новый мир которой сража лись и мать, и дядя Панкрат, и Кружилин, и Субботин, и тысячи тысяч людей, объеди ненных партией в революционный народ. Вот почему обречены все «тени» и их бре довые планы на возврат прошлого. По пути Семена Савельева непременно пойдут и его дочери — Лена, Ирина. И эта ответственность перед будущим, и стремление рассказать молодому поколе нию о трудностях великих испытаний, ка кие выпали людям старшего поколения на историческом пути созидания и защиты со циалистического образа жизни, продикто вали художнику суровую правду двух зна чительных образов в романе «Вечный зов» — Якова Алейникова и Петра Поли- пова. Борьба с врагами советского строя, не угасшая после завершения гражданской войны, как известно, в определенный мо мент привела к нарушениям социалисти ческой законности, к искажению политики партии в работе с кадрами. Для изобра жения сложности, противоречивости и ис тинного драматизма пережитого партией и народом этого момента Анатолий Ива нов с присущей ему категоричностью в воспроизведении социально-нравственных противоречий показывает, как одно и то же явление порождает, с одной стороны, подлинную трагедию в судьбе человека и, с другой стороны, отводит от человека ка ру за совершенное преступление, прикры ваемое доктриной усиления борьбы с вра гами нашего строя. Внутренние антагонисты, люди поляр ных убеждений — Яков Алейников и Петр Полипов — работали вместе в Шантарском районе. Бывший красный партизан, беспре дельно преданный Советской власти Яков Алейников на посту райНКВД, не ведая того, становится орудием в руках случайно оказавшегося во главе райкома партии По- липова, который, боясь разоблачения свое го предательства в годы революции и гражданской войны, руками Алейникова расправлялся с кадрами честных партий цев. Художник показывает страдания, сомне ния Якова Алейникова, поиск правды, ко торую на время скрыли от него не толь ко собственная настроенность на борьбу с недобитыми бандитами и скрытыми вра гами строя, но и «указания» сверху, вклю чая и подсказки Петра Полипова. С трудом, болью, беспощадным само анализом, с помощью товарищей-комму- нистов Алейников осознает свои заблуж дения, стоившие очень дорого и для него, и для других. Венчает его жизнь подвиг. Оказавшийся в руках бандеровской банды, Яков даже перед чудовищной казнью ос тался человеком долга, мужественным и верным бойцом партии. И прямым антиподом ему в романе предстает Петр Полипов, чуждый партии, но оказавшийся в ее рядах. Это было под тверждено уже первым испытанием борь бы. Боясь мучений, пыток, надеясь изме ной товариществу добиться обладания Ли зой, которую он любил, но которая пред почла его Антону Савельеву, Полипов предает Антона. Первое предательство потащило за собой цепь измен. Перед нами целостный образ коварно го, жизнью рожденного врага, навсегда отравленного мелкобуржуазной психоло гией, толкающей его на преступления во имя собственного благополучия и спасе ния собственной шкуры. Для этого у поли- позых нет запрещенных методов; они ис пользуют все и всяческие возможности, дабы удержаться «на плаву». Искусство социальной мимикрии — вот основной ко зырь их в жизни. Но как и всякая игра, их «деятельность» рано или поздно обнару жит себя перед лицом суровой правды реальной жизни. Они терпят крах, под тверждают деградацией человеческих черт свою духовную мертвенность. И все-таки они были, эти полиповы, мно го зла принесли они людям, партии, наро ду. Об этом нужно помнить. Как бы ни горька была правда, ее нужно знать. Она всегда поучительна. Она рождает в человеке прочную нрав ственную закалку. Проблема исторической сущности человека — это буквально воздух, атмосфера всего творчества Анатолия Ива нова. Она безбрежна и бездонна, знако мая и неизведанная до конца, а потому и непреходящая в художественном мире писа теля, где постоянно властвует одна герои ня — Жизнь. ♦ Рукописи меньше печатного листа не возвращаются. Журнал «СИБИРСКИЕ ОГНИ» №5— 1978. Издатель: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978 г. Художественный редактор А. Н. ТОБУХ. Технический редактор Н. М. ПОТОЦКАЯ. А Д р е с р е д а к ц и и : Новосибирск, 50, Красный проспект, 80. Телефоны: гл. ред.— 22-19-41, зам. гл. ред.— 21-54-28. отд. прозы — 21-53-67, отд. очерков — 21-56-09, отд. поэзии — 21-56-29, отд. критики — 21-56-23, отв, секретарь — 21-55-18, зав. редакцией — 21-56-23.' Сдано в набор 13 января 1978 г. Подписано к печати 24 марта 1978 г. Бумага 70Х 108'/i6=16,8 п. л„ 18,39 изд. л. Тираж 98.000. МН00112. Цена 50 коп. Новосибирск, тип. изд-ва «Советская Сибирь». Заказ 85.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2