Сибирские Огни, 1978, № 5

192 БОР. ЛЕОНОВ В сумме своей они составляли характер мо­ лодого поколения, а раздельно — челове­ ческую личность каждого, тот самый нрав­ ственный фундамент, на котором выраста­ ли офицер Советской Армии — Андрей Савельев и поэт Дмитрий Савельев. Выра­ стали потому, что их растила и добрая, ми­ лая, умная мать, и великая, могучая, свет­ лая Родина, за новый мир которой сража­ лись и мать, и дядя Панкрат, и Кружилин, и Субботин, и тысячи тысяч людей, объеди­ ненных партией в революционный народ. Вот почему обречены все «тени» и их бре­ довые планы на возврат прошлого. По пути Семена Савельева непременно пойдут и его дочери — Лена, Ирина. И эта ответственность перед будущим, и стремление рассказать молодому поколе­ нию о трудностях великих испытаний, ка­ кие выпали людям старшего поколения на историческом пути созидания и защиты со­ циалистического образа жизни, продикто­ вали художнику суровую правду двух зна­ чительных образов в романе «Вечный зов» — Якова Алейникова и Петра Поли- пова. Борьба с врагами советского строя, не угасшая после завершения гражданской войны, как известно, в определенный мо­ мент привела к нарушениям социалисти­ ческой законности, к искажению политики партии в работе с кадрами. Для изобра­ жения сложности, противоречивости и ис­ тинного драматизма пережитого партией и народом этого момента Анатолий Ива­ нов с присущей ему категоричностью в воспроизведении социально-нравственных противоречий показывает, как одно и то же явление порождает, с одной стороны, подлинную трагедию в судьбе человека и, с другой стороны, отводит от человека ка­ ру за совершенное преступление, прикры­ ваемое доктриной усиления борьбы с вра­ гами нашего строя. Внутренние антагонисты, люди поляр­ ных убеждений — Яков Алейников и Петр Полипов — работали вместе в Шантарском районе. Бывший красный партизан, беспре­ дельно преданный Советской власти Яков Алейников на посту райНКВД, не ведая того, становится орудием в руках случайно оказавшегося во главе райкома партии По- липова, который, боясь разоблачения свое­ го предательства в годы революции и гражданской войны, руками Алейникова расправлялся с кадрами честных партий­ цев. Художник показывает страдания, сомне­ ния Якова Алейникова, поиск правды, ко­ торую на время скрыли от него не толь­ ко собственная настроенность на борьбу с недобитыми бандитами и скрытыми вра­ гами строя, но и «указания» сверху, вклю­ чая и подсказки Петра Полипова. С трудом, болью, беспощадным само­ анализом, с помощью товарищей-комму- нистов Алейников осознает свои заблуж ­ дения, стоившие очень дорого и для него, и для других. Венчает его жизнь подвиг. Оказавшийся в руках бандеровской банды, Яков даже перед чудовищной казнью ос­ тался человеком долга, мужественным и верным бойцом партии. И прямым антиподом ему в романе предстает Петр Полипов, чуждый партии, но оказавшийся в ее рядах. Это было под­ тверждено уже первым испытанием борь­ бы. Боясь мучений, пыток, надеясь изме­ ной товариществу добиться обладания Ли­ зой, которую он любил, но которая пред­ почла его Антону Савельеву, Полипов предает Антона. Первое предательство потащило за собой цепь измен. Перед нами целостный образ коварно­ го, жизнью рожденного врага, навсегда отравленного мелкобуржуазной психоло­ гией, толкающей его на преступления во имя собственного благополучия и спасе­ ния собственной шкуры. Для этого у поли- позых нет запрещенных методов; они ис­ пользуют все и всяческие возможности, дабы удержаться «на плаву». Искусство социальной мимикрии — вот основной ко­ зырь их в жизни. Но как и всякая игра, их «деятельность» рано или поздно обнару­ жит себя перед лицом суровой правды реальной жизни. Они терпят крах, под­ тверждают деградацией человеческих черт свою духовную мертвенность. И все-таки они были, эти полиповы, мно­ го зла принесли они людям, партии, наро­ ду. Об этом нужно помнить. Как бы ни горька была правда, ее нужно знать. Она всегда поучительна. Она рождает в человеке прочную нрав­ ственную закалку. Проблема исторической сущности человека — это буквально воздух, атмосфера всего творчества Анатолия Ива­ нова. Она безбрежна и бездонна, знако­ мая и неизведанная до конца, а потому и непреходящая в художественном мире писа­ теля, где постоянно властвует одна герои­ ня — Жизнь. ♦ Рукописи меньше печатного листа не возвращаются. Журнал «СИБИРСКИЕ ОГНИ» №5— 1978. Издатель: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978 г. Художественный редактор А. Н. ТОБУХ. Технический редактор Н. М. ПОТОЦКАЯ. А Д р е с р е д а к ц и и : Новосибирск, 50, Красный проспект, 80. Телефоны: гл. ред.— 22-19-41, зам. гл. ред.— 21-54-28. отд. прозы — 21-53-67, отд. очерков — 21-56-09, отд. поэзии — 21-56-29, отд. критики — 21-56-23, отв, секретарь — 21-55-18, зав. редакцией — 21-56-23.' Сдано в набор 13 января 1978 г. Подписано к печати 24 марта 1978 г. Бумага 70Х 108'/i6=16,8 п. л„ 18,39 изд. л. Тираж 98.000. МН00112. Цена 50 коп. Новосибирск, тип. изд-ва «Советская Сибирь». Заказ 85.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2