Сибирские Огни, 1978, № 5
190 БОР. ЛЕОНОВ школе и, как и все, учила историю. «Она не понимала,— пишет автор,— и не осоз навала, что эта самая история, которую она уже не первый год изучает по учебникам, присутствует здесь, в этой маленькой их комнатушке, в живых лицах, что бабушка Акулина Тарасовна, этот незнакомый чело век, ее мать да и она сама — обыкновен ные и мало кому известные люди, тоже участники истории, которую она учит, не легкой и не простой истории человечества, живущего на планете Земля». Писатель не всегда предоставляет герою право высказывать какие-то собственные суждения, умозаключения и т. д. Но есть среди его героев такие, которые выступа ют в роли авторских союзников по целому ряду важнейших представлений о сущест ве социальных, нравственных, этических от ношений в обществе. Союзничество это обеспечивает возможность укрепить свою концепцию, придать авторскому взгляду необходимую объективность, обосновать историческую закономерность происходя щего. К таким «доверенным лицам» писате ля относятся коммунисты, и особенно Поликарп Кружилин— один из интересней ших, обаятельных и глубоких образов Ана толия Иванова. Такая доверительность в от ношениях автора и героя, выдающая лю бовь писателя к нему, обеспечиваемся самой жизнью борца за справедливость, верного сына партии, который доказал свое право на центральный монолог в ро мане о существе жизни, о ее властном зо ве, о месте человека в строю бойцов за светлое будущее. И это даже при наличии образа Антона Савельева, который прошел не меньший путь в революции, о котором сам Кружилин впоследствии, после смерти Антона, говорил: «Антон Силантьевич Са вельев любил жизнь, любил людей... Тюрь мы, каторги, ссылки только укрепляли эту любовь, потому что он знал, зачем он жил, во имя чего... Если бы дать ему еще одну жизнь, он прожил бы ее гак же... И так же сознательно4 пошел на смерть, спасая лю дей... во имя людей и жизни». И все же именно Кружилину доверил пи сатель слова, выражающие философский смысл романа. Если в прежних произведениях Анатолия Иванова встречался «герой-связник», обес печивающий контакт сибирской деревни с генеральными событиями страны, как, ска жем, в романе «Повитель», где в такой ро ли выступали и Андрей Веселов, «выходив ший» на связь за пределы деревни и по возвращении обогащавший земляков обре тенным опытом, и агроном Тихон Ракитин, заменивший в той же роли Андрея Весело- ва»— то отныне сама жизнь людей села во всех ее проявлениях сказывается орга нично включенной в водоворот происхо дящ его, в революционное половодье. Вот почему в романе «Вечный зов» писатель отказался от «героя-связника», теперь он оказался не нужным писателю* Происходя щее в Шантаре и Михайловке неотрывно от событий страны, тем более, что «связни ком» здесь выступает уже целый производ ственный коллектив эвакуированного за вода. «Роман «Вечный зов»,— признается Ана толий Иванов,— я начал писать, познако мившись с историей колыванского кулац кого восстания 1921 года (Колы вань— село под Новосибирском). Правда, ни одна си туация этого восстания не вошла потом в роман. Но историей Сибири заинтересовал ся всерьез; я работал тогда редактором районной газеты в Новосибирской области. Мне кажется, что история Сибири еще пол ностью не написана. О ее прошлом много хороших книг: Шишкова, Короленко, Мам-и. на-Сибиряка... Но разве сейчас менее ко лоритны характеры, менее масштабны кон фликты? Они еще ждут своих исследовате лей, своих художников... Общий замысел дилогии: раскрыть, как формируется новый человек, будь то рабочий или крестьянин, сколь важно влияние революционных тра диций на моих современников». В центре романа «Вечный зов» вновь три поколения одной семьи — Савельевых, Но насколько разным по своему жизненному началу, по своей перспективе оказывается род Савельевых по сравнению с Бородины ми! В «Повители» безысходность «дела» Бородиных была подчеркнута уже тем, что у каждого из них в семье рождалось лишь по одному наследнику. Жизненная энергия рода Савельевых давала возможность пи сателю в пределах семьи раскрыть слож ность становления и развития новых со циальных и нравственных устоев в действи тельности, где в хитроумном сплетении оказывались и ведущие тенденции жизни и пережитки прошлого. Это-то и обусловило драму в среднем поколении семьи Савель евых, когда в ее народное, чистое, трудо вое начало проникла бацилла чужеродного мира и поразила самое сердце среднего брата — Ф едора. Если писатель позволил себе прибегнуть к элементам гротеска при лепке характе ра Григория Бородина, то в изображении падения Ф едора он предельно реален, су ров и точен. Его Ф едо р, физически выр вавшийся из капкана цепких рук Кафтано- ва, оказывается в привычном вроде бы для себя стане бойцов за социальную справед ливость, ту самую , что на кривой кобыле объехала не только отца с матерью и весь их род, но и почти сто миллионов крестьян прежней России. Вроде бы оказывается восстановленным и классовый, и нравствен ный контакт с людьми, порванный в думах о богатстве, о легкой жизни. Судьба чело века вроде бы вновь приравнивается к судьбе народной. Но это только временно. В жизни Ф едора все оказалось сложнее. Бацилла частнособственничества была уси лена и семейной жизнью, и подозрениями к Ивану, к Анне, к Семену. Собственник по природе своей жесток и беспощаден. Вот где были скрыты корешки перерождения Григория Бородина. На сей раз писатель об нажил не только сам корень, но и те «ду шевные» смятения, в которые был ввергнут человек посулами сладкой и спокойной, жизни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2