Сибирские Огни, 1978, № 5
зов жизни 189 шийся без отца, вряд ли смог бы стать не только писателем, но и просто постичь гра моту, если бы на родной земле не было Советской власти. Именем этой справедливости, правдой человечности история подписала суровый приговор всему страшному, мрачному, уродливому, что стоит на пути народа в грядущее. Причем каждый раз писатель ут верждает, что справедливость не данность, ниспосланная свыше, по указанию , по де крету, а сама основа нашей жизни, истори чески обеспеченная борьбой, порой самой жестокой, самой беспощадной, на которую способна человеческая страсть в отстаива нии добра и справедливости. Власть жизни Тринадцать лет писал Анатолий Иванов роман «Вечный зов», который был отмечен Государственной премией РСФ СР имени А. М. Горького. Вполне заслуженная награ да большого и многолетнего труда писа теля. Исследование жизни, которым не устанно, настойчиво, упорно все годы ра боты в литературе занимался Анатолий Иванов, естественно, подвигало художника к неизбежному синтезу социального опыта человека с полнотой исторического бытия народа. В -новом романе, опираясь и на опыт соб ственный, и на опыт писателей-современни- ков, он стремится представить историче ский процесс созидания новой жизни, сое динить концы ее и начала, просмотреть перспективу в свете самой диалектики раз вития страны. Такой подход обусловил и переакценти ровку в расстановке главных и второсте пенных персонажей. Здесь крупным пла ном даются те, кто сражался за револю цию, ставил и отстаивал Советскую власть, враги же как бы отступают на второй план, хотя и не уходят от пристального взгляда художника. Героика созидания нового — вот основной пафос произведения. Отвечая на вопросы читателей, какие идеи обу словили замысел произведения, Анатолий Иванов писал: «Мне кажется, любое произведение рож дается в результате раздумий писателя над жизнью, над теми процессами, которые происходят в обществе. Наше время — время гигантских, корен ных революционных ломок и преобразова ний. Наша история — драматическая и герои ческая. Всякая истина — и обыкновенная, житей ская, а особенно— социальная, дается лю дям порой очень нелегко. Конечно, есть люди, которые даже очень сложные со циально-исторические явления понимают как-то сразу. Но ко многим эта истина при ходит только в результате серьезных пе реживаний и потрясений. А бывает и так, что для постижения истины человеку при ходится платить самой высокой мерой — собственной жизнью. Вот примерно такие размышления над сутью нашего сложнейшего бытия и яви лись причиной написания романа «Вечный зов». Человек — это наделенная разумом при рода, которая медленно познает самое се бя. Познавая себя (как это делают герои романа, каждый, разумеется, по-своему), люди познают и суть социальных процес сов на земле, революционно-классовые за коны развития общества». История страны, действительно, легко просматривается сквозь события, судьбы, деяния героев романа «Вечный зов». Но ес ли задаться вопросом, как, каким образом добивается автор такого целостного и орга ничного включения истории в ткань романа, то можно заметить одну особенность. Лишь в самых необходимых моментах в ро мане приводятся даты. С точной даты, кстати, и начинается «Вечный зов». Затем лишь некоторые вехи событий в Сибири, в судьбах братьев Савельевых, в некоторых эпизодах Великой Отечественной войны и в эпилоге обозначены точными дата ми. А движение истории ощущается посто янно, независимо от редких временных от меток. При этом художник стремится непремен н о «включить» в текст не стороннее, а из нутри данное определение тому, что проис ходит, и тем самым обосновать народное понимание истории, раскрыть движение жизни как движение истории. Для осущ ест вления задуманного художник использует и выходы в историю давнюю, сравнивая жизнь крепостной девушки с жизнью мо лодежи в сороковые годы (такова история бабушки Акулины), и воспоминания участ ников революции. «Кружилин вспомнил, как два с полови ной месяца назад, когда стало известно 6 мобилизации сразу четырнадцати возра стов, с 1905 по 1918 год, эти улицы огласи лись пьяными песнями и женским плачем. Голосили и пели чуть ли не в каждом доме. А потом весь этот вой и плач в одно утро уполз по широкому шоссе за село, на вок зал, и там стоял до обеда, пока не отпра вили эшелон с мобилизованными. Людское горе до вечера волнами кати лось по селу, но с наступлением темноты стало будто захлебываться, затихать, и ог ромное село забилось, как больной, в тре вожном, беспамятном полусне». Метафоричность авторского языка лишь усиливает в нашем восприятии историче ские события; не только информационно, но и эмоционально включает нас в прош лое, приближая его к сегодняшнему дню. Вообще воспоминаниям в романе отводит ся огромное место, чем достигается необ ходимый художнику э ф ф е к т— показать современность как органическую часть той истории, которую творили и творят са ми люди, порой не осознавая этого. Наибо лее откровенно писательская мысль нахо дит свое выражение в сцене, когда дочь Семена Савельева — Лена стала свидете лем свидания, спустя тринадцать лет после войны, Петра Зубова и бабушки Акулины. Лене шел 15-й год, училась, как и все, в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2