Сибирские Огни, 1978, № 5
зов жизни 187 затягивается Клава Никулина.. Он мобили зовал Фрола на битву за Клаву. В романе выявляется житейская мудрость Большако ва, «крупность», своеобразный поэтический мир его души, который Фрол считает каким- то особым и в чем-то недоступным для се бя: где Захар появляется, люди словно бы чувствуют себя перед лицом своей совести, даже испытывают потребность выгово риться, облегчить душу. И не потому, что художник делает его этаким провидцем-ис- поведником. Нет, мы знаем, что Захар да леко не идеален. Но что же тогда так дей ствует на людей, что заставляет их идти на откровение с ним? Думается, та самая вы сокая правда единения людей, которую не просто исповедует, а всей своею жизнью утверждал и утверждает на земле Захар Большаков, та правда света, которая сбли жает единомышленников, просветляет осту пившихся и смертельно пугает «тени» прошлого. Забота о людях, внимание к ним, умение найти общий язык и нескрываемая гор дость за них — все это и многое другое обеспечивает искреннее доверие к нему и начинающего только жить Ф едора Моро зова и уже отходящего с грешной земли Анисима Шатрова. Будущее и прошлое по стоянно жили в сердце Большакова, снаб жая его и острой памятью пережитого, ко торое остается либо бессмертным в жизни, либо ранами, которые не заживают. Об(эаз Захара Большакова принадлежит к той славной когорте героев советской ли тературы, которые всеми силами стреми лись воплотить в жизнь планы партии по коллективизации, укрепляли колхозный строй, были одними из первых представи телей людей нового, советского склада. Правда героя — правда эпохи Бывают в творческой практике того или иного художника случаи, когда в процессе работы над какой-либо крупной вещью он неожиданно «останавливает» большое дело и создает в короткое время новую книгу, создает, как говорится, на одном дыхании. Видимо, подобное случается прежде всего потому, что сама жизнь одаряет художника таким «горячим», животрепещущим мате риалом, о котором нельзя молчать. Так случилось, в частности, и с повестью Анато лия Иванова «Жизнь на грешной земле», написанной во время работы над 2-й кни гой романа «Вечный зов» в 1971 году и в том же году опубликованной в журнале «Огонек». Работая над романом «Вечный зов», пи сатель обнаружил в его «недрах» одну из интересных граней избранной им темы. И совершенно естественно, что эта грань обрела самостоятельное звучание, суть ко торого в следующем : а бесследно ли для души человека, склонного к подлости, на живе, измене, прошли времена, когда на рушалась революционная законность? Не миримся ли мы подчас с явно видимой тя гой к обогащению, накопительству, списы вая эти рецидивы собственничества за счет принципа материальной заинтересованно сти? Не слишком ли мы доверились закон ной в общем-то тяге к личному благопо лучию, когда этому иной раз противопо ставляются интересы общества, интересы коллектива? И какова реакция человека, ко торый испытал на себе несправедли вость,— не пошатнется ли в нем вера в то, что правда эпохи — это и правда человека, несмотря на происшедшее? Так родилась повесть Анатолия Иванова «Жизнь на грешной земле», странно, что она оказалась вне поля зрения тех крити ков, которые порой претендуют чуть ли не на монополию в исследовании проблем нравственности в современной литературе. Как же так? Ведь повесть «Жизнь на греш ной земле» дает в руки исследователя та кой силы материал, который позволяет вы светить до самого «донца» суть нравствен ных отношений в нашей жизни вообще. Почему такое «невидение», «невнимание» проявляется в отношении произведения не просто никому еще неизвестного писателя, а уже мастера, зрелого и самобытного ху дожника? Я совсем не хочу обвинять тех «нравст- венников», которые не заметили повести ни в текучке литературного года, ни позд нее. У каждого есть свои привязанности, свои «герои»-художники. Но, тем не ме нее, в свете проблемного взгляда на отме ченную «несправедливость» можно все же кое-что прояснить и понять. Мне представ ляется, что дело тут заключается прежде всего в том, что многие из критериев, ко торыми руководствуются такие критики,— а чаще всего это расплывчатые и неясные «тепло добра», «добро теплоты» и пр.,— оказываются непригодными к постижению классовых, социальных, даже, если хотите, политических начал в содержании нравст венности нашего современника, начал, ко торые определяют человеческий облик каждого героя в творчестве Анатолия Ива нова. Итак, что же это за «Жизнь на грешной земле», каким испытаниям подвергает она того, кто выбран главным героем и назван Павлом Демидовым? Писатель отвечает прямо: «Начало жизни Демидова склады валось не хорошо и не плохо Он родился и вырос на берегу Енисея, реки малорыб ной, зато неописуемо красивой. О тец по гиб в партизанах— он был в отряде леген дарного Каландарашвили. Мать, тихонькая, маленькая, робкая — она все почему-то держала заскорузлые от работы руки под фартуком, точно стеснялась показывать их людям,— вступила, как и другие, в Кол могоровский колхоз. И Демидов работал в колхозе, потом служил действитель ную, вернулся с нее в начале тридцатых годов. — Теперь жениться бы те, Пашенька,— говорила мать несколько раз.— Я уже сла ба стала...» Но жизнь с этого момента швырнула Д е мидова в такой коловорот, столько отпусти ла ему испытаний, что этические категории зла и неправедности, добра и справедли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2