Сибирские Огни, 1978, № 5
186 БОР. ЛЕОНОВ В ловом произведении писатель вновь возвращается к конфликту, но уже заостря ет его тем, что сшибка двух характеров, двух мировоззрений, двух миров, траге дийное разрешение конфликта между от цом и сыном происходит не просто в годы войны, но и прямо на фронте. Отныне в открытую за каждым из них стоял тот мир, который они защищали. Проблема «отцы и дети» — вечная, види мо, как сам мир; развита в остром социаль но-психологическом конфликте в творчестве Анатолия Иванова, в ней сконцентрирован- но представлена народная мудрость: «Се годня дети — завтра народ». Вот почему столь важен для всех обществ, формаций и партий вопрос: с кем молодежь? Уже в мальчишеском сердце Ф едора Морозова жило удивление перед новым, активно вторгавшимся в жизнь их далекого Зеленого Дола. Этим новым были и первые трактора, и первые звуки радиоприемника, и первый самолет, и новые отношения между людьми, так непохожие на те, что были в отцовском доме и вызывали в душе его страстный протест. Будь у него харак тер Петра Бородина, он, может быть, на какое-то время и сломился бы, сдался, ибо у него не было даже той маленькой под держки, какой была Анисья у Петра. Здесь все было заглушено, загорожено, омертв лено и матерью , и отцом. Но, видимо, от /ла- тери воспринял он силу характера, которую проявил в отстаивании того доброго, что видел в мире людей, а от отца — те доб рые человеческие чувства, которые погиб ли у Устина в огне ненависти и жестокости. Чувствуя опору в самой жизни своим уст ремлениям, своей тяге к большому и геро ическому миру советской земли, Ф едор вступает в битву за свое достоинство, свою свободу, свою мечту. И опять же в союз ники мальчик берет себе силы природы, когда, видимо, сравнивая себя и мир роди тельского дома, не помня себя от возбуж дения, кричал' ветру: «Дуй, дуй, может, лопнешь от натуги, а не опрокинуть уже, не сломать осокоря! Никогда-а-а! Нет, ни- ког...» Отец не дал закончить ему этой фразы, ибо услышал в ней нечто большее. Ведь утес-то был Марьин. И увидел впервые в своем сыне многое на долгие годы впе р е д— и потому ужаснулся: не согнуть ни ему, ни Пистимее сына, воспитанного со ветским укладом, а не ими, хотя они «при ложили» немало сил для обращения его в свою веру. Тогда же, мальчишкой, Ф едор сказал, словно понимая, отцу: «Нет, и меня ты не сломаешь». Вот откуда берут начало эти авторские слова: «Нельзя одолеть неодолимое, как нельзя снять с неба солнце и погрузить землю во мрак. Но если люди узнают, что он пытался это сделать, они не простят. Есть дела, которых люди не прощают, за которые надо расплачиваться сполна». Органическая метафоричность стиля ху дожника подчеркивает мысль о неизбеж ности гибели «теней». Роман полон опти мизма, жизнеутверждения, устремленности в будущ ее, что подчеркнуто «эпилогом» и тем, что несут в себе, как внутреннее солн це, труЖеники-зеленодольцы во главе с Захаром Большаковым, которому среди по ложительных героев романа отведена пер вая роль. Много общего в его судьбе с судьбой Марьи Вороновой. Она была по денщицей у Меньшиковых, а о н — их бат раком. Вместе сражались в партизанах, устанавливали в Зеленом Доле Советскую власть. После трагической гибели Марьи он сменил ее на посту председателя колхо за и с тех пор бессменно руководит хо зяйством. Этот человек, испытавший на се бе унижение батрачества, кулацкую месть, боль утраты любимой, находит в себе силы, мужество, энергию для большой и нужной работы, сердце и разум отдает общему делу, болеет душой за односельчан, заду мывается о дне нынешнем и глядит далеко вперед. В Захаре есть нечто такое, что свя зывает его с Андреем Веселовым из «По вители». Но еще больше в нем такого, не выявленного во внешнем проявлении, что позднее составит доминанту характера Пав ла Д ем идо ва— героя повести «Жизнь на грешной земле». Причем, есть и существенная разница между Большаковым и Демидовым, обус ловленная как характерами, так и общест венным положением. Если Павел Демидов мог мстить Денисо вым, то председатель колхоза, человек внутренне цельный, благородный, душев но собранный, не имел права и не хотел мстить Ф ролу и Стеш ке, хотя, казалось бы, бывший батрак мог сполна рассчитаться с обидчиками. Ведь он мужественно и са моотверженно бился с врагами революции в годы гражданской войны, да и сейчас в нем не угасает ощущение «передовой», когда речь заходит о колхозных делах. «И всегда, хотя Большаков воевал давным- давно, только в гражданскую , это (подпи сывание накладных и получение по ним разных продуктов и материалов в колхо зе.— Б. Л.) чем-то напоминало ему выдачу боеприпасов перед очередным боем». И беспокоят Захара не только хозяйст венные дела, но и проблемы более важ ные, за которыми открываются судьбы человеческие, состояние душевного и морального здоровья людей. К таким не разрешимым для Большакова проблемам относилась и та, о которой он писал и го ворил в райисполкоме, но не мог получить удовлетворительного ответа. «Не понимал, не мог никак взять в толк Большаков, что же происходит в стране с религиозниками. В середине войны вдруг начали расти по деревням, как грибы, всякие религиозные общины, открываться церквушки и молит венные дома. В 1943 году при Совете Ми нистров СССР был создан Совет по делам русской православной церкви, а в 1944 году еще> один Совет — по делам религиозных культов». Появился молельный дом и в Зеленом Доле. Пытался закрыть его Большаков, да не разрешили: нельзя отталкивать верую щих. И тем не менее именно он, Захар, первым пробил тревогу, когда увидел, что в тенета богомолок, во главе с Пистимеей,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2