Сибирские Огни, 1978, № 5
зов жизни 185 лять» души, жизнь людей, Устин взрыва ется: «— Инструкции даешь?.. А на черта мне твои инструкции! Смех душить? Жизнь от равлять? А я убивать хочу! Жечь, резать, крошить, в порошок истирать! Хочу их на горячие угли швырять, как... — Ты убивать и будешь... Чего раскри чался!?! Убивать по-разному ведь м ож но'.» Волк всегда глядит в лес, и потому, ког да накатился огненный вал на советскую землю , Морозовы, Меньшиковы и вся про чая нечисть повылезли навстречу врагам и пошли к ним в прислужники, стали фашист скими стервятниками, движимыми в своих черных делах помимо всего еще и непро ходящим чувством страха. Причем страх поражает всё, даже отцовское чувство, биологическую связь между людьми. Устин Морозов превращается не просто в убийцу, но в детоубийцу, в сыноубийцу. А такое вынести невозможно даже тому, у кого руки по плечи в крови. Не удается Устину подчинить своему влиянию Наталью Мень шикову, не сможет он больше повелевать Фролом Кургановым, не создать ему ни когда своей «гвардии», с которой он мог бы разложить колхоз, причинить ощутимый вред народному хозяйству. Рядом никого, кроме старого соучастника преступлений Илюшки Юргина да придурковатого стари ка Никулина. Все оказывается в нем, в Устине, измоло ченным, ему кажется, весь мир против не го. И это — самое страшное. А для худож ника в анализе такого состояния врага за ложена принципиально важная мысль о непобедимости народной власти, нашего социалистического строя. Не мрнее трудно разглядеть и распо знать в смиренной, набожной Пистимее бы лую предводительницу бандитских шаек, чудовищную в своей бесчеловечности С е рафиму Клычкову, дочь сибирского золо топромышленника. На ее совести, которую она «пропитала» христовой карой людям за отступничество и измену прежним усто ям ' жизни, тысячи загубленных — убитых, заду шенных, сожженных, искалеченных и отрав ленных. Пистимея не останавливается ни перед чем во имя «христовой мести» за поруган ное «дело» отца, наследницей которого ей не удалось стать. Она не только жертвует сотнями жизней староверов, которых сжи гает в огне, выведя из сарая Демида и Константина, не только со злорадством на блюдает за казнями советчиков и их детей. Она благословляет мужа на убийство сына, она сама хочет умертвить дочь Варвару, дабы не отдать ее новой жизни, и, наконец, превращается в мужеубийцу, отравляя Константина и поджига*: дом, в котором тот остался умирающим. Ханжество и лицемерие Серафимы-Пис- тимеи настолько изощренно, чтб даже Кон- стантин-Устин не может постичь ее до кон ца, не может понять «загадки» натуры этой набожной хищницы. Художник сознательно идет на такую загадочность в самом изо бражении Пистимеи: ибо такой прием дик тует сама действительность. Протестуя против сведения сути романа к антирелигиозной пропаганде, писатель го ворил, что религиозность Серафимы-Пис- тимеи — это прежде всего сфера ее борь бы с новым, возможность растлевать души людские. Мы не видим, не знаем, как преломляют ся в ее сознании, в ее внутреннем мире события и явления жизни. Анатолий Иванов каждый раз дает нам конечный результат ее реакции на происходящее. Но чем даль ше развертываются события, чем активнее в сегодняшний день «теней» вторгается их зловещее прошлое, тем все настойчивее желание Устина разгадать «тайну» поведе ния и характера той, кто стала ему женой. Из видимого и разгадываемого Устином складывается зловещий, цельный и завер шенный в своем деспотизме и исступлен» ной озлобленности облик служительницы «христовой» веры. И в то же время писатель сумел пока зать, что фанатизм в ненависти ко всему новому, советскому сам по себе оказыва ется сродни религиозному дурману, кото рый движет всеми помыслами и чувствами Пистимеи, отравляя в ней даже святость чувства материнства. Устин с ужасом обнаружил справедли вость не покидавшего его всю жизнь пред чувствия, что он не случайно боялся своей «покорной» супруги, что это она командо вала не только им, но и теми, кто вышел на таежную тропу кровавых дел. Привыкший ко многому, Константин Жуков не смог о д нажды выдержать, глядя на муки пленника. «Он невольно зажмурился, встал и так, с закрытыми глазами, побрел прочь...» И ка ково было его удивление, когда увидел Пистимею: она «стоя невдалеке за деревь ями, усмехалась и усмехалась, показывая белые зубы». Тогда-то и мелькнула у не го мысль; «А что, если верховодит тут не Демид, а его собственная жена, Сера фима?!» ф Мысль мелькнула и вроде бы прошла: уж больно покорно вела себя с ним Сера фима. Но, оказывается, эта мысль жила в нем занозой и особенно засаднила, когда образовавшийся «нарыв» привел к сепсису жизнь Константина-Устина. Да, он, действи тельно, боялся ее, а она, действительно, верховодила в стае волков. Это она разжи гала в нем «Филиппову веру» в конец но вой власти, натравливала его, как обезумев шего пса, и на чужих людей, и на родных детей. Конфликт отцов и детей, заявленный в романе «Повитель» столкновением между Григорием Бородиным и его сыном Пет ром, в «Тенях...» не только продолжен, но уже возведен в ранг трагедии. Петр, как мы помним, лишь робко шел к осознанию своего «я» в единстве с общим «мы», и об щество, советские законы помогли ему ос вободиться от духовного порабощения.’ Жизнь как бы сама вывела Петра за пре делы отцовского мира, исключив из него скверну частнособственничества. Победа добра и справедливости кажется, при всей своей жизненной правде, все же чуть-чуть художественно облегченной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2