Сибирские Огни, 1978, № 5
зов жизни 183 «психологического», нежели тоскливые, вя лые, беспомощные рассуждения героев иных книг, передающие якобы «интеллек туальность души» современника... Этому же выявлению внутреннего состояния героя служат и многие метафоры Анатолия Ива нова, за щедрое использование которых обвинял его, в частности, А. Макаров. Если говорить о метафоричности языка Анатолия Иванова, то ведь ее понять нель зя, не разобравшись в самой сути той ме тафоры, к которой склонен автор в своих произведениях. Она каждый раз раскрыва ется не изолированно, а всегда в контексте художественного целого, в согласованности с образным единством произведения, где все подчинено оптимальному выражению авторской идеи. Без учета этого нельзя осознать ни стремления писателя метафо рически прочитывать мир, окружающий ге роя, ни самих героев, коим суждено жить и созидать (или, напротив, отрицать) этот мир. Потому-то так активен пейзаж в худо жественном мире Анатолия Иванова, он всегда жизненно нацелен, «работает» на общую авторскую философию, концепцию ж и з н и . «Как-то, года два назад, Григорий был на сенокосе. Он уже совсем собрался поддеть на вилы маленькую ярко-зеленую копешку, но остановился, пораженный необычным зрелищем: куча сена была мокрой, и раз ноцветные капельки воды дрожали чуть ли не в каждой травинке, переливаясь под лу чами солнца. Григорий стоял, пытаясь сообразить, по чему не высохла на этой копне сена утрен няя роса. Но вдруг среди полнейшей тиши ны и безветрия налетел вихрь, бешено закружился над копешкой. Григорий не вольно отскочил в сторону и удивленно смотрел, как у него на глазах быстро таяла куча сена. Вихрь со страшной силой бес прерывным веером втягивал в себя сухие травинки, уносил их куда-то к небу, а потом приподнял оставшийся тонкий пласт сена, перевернул и со злостью швырнул обратно на землю. Вихрь унесся так же стремительно, как и налетел. Оставленный им пласт .сена сирот ливо чернел под солнцем среди свежей зелени. Оказывается, маленькая копешка лежала на маленькой мочажине и снизу вся сгнила, сопрела. Григорий поковырял вилами ржавые стебли и отбросил их в сторону...» А ведь в этой сцене — вся судьба героя. Правда, он еще не воспринимал это «виде ние», как сравнение с собственной жизнью. Однако это видение вернется к нему, ког да он очутится между двух огней и вихрь революции разбросает «копешку» его меч таний о большом «деле», надежд на богат ство и всесилие в деревне. А сколько в романе сравнений, сколько народных словечек, поговорок, присказок. И собственно авторская речь, несомненно, 'испытывает на себе влияние народного слова. Что касается авторского замысла, идеи произведения, то о них сказал сам писатель так: «В романе «Повитель» я попытался отве тить прежде всего себе — что же происхо дит в нашем новом социалистическом об ществе с людьми — последними могикана ми старого мира, насквозь прожженными неуемной жаждой частной собственности? Люди эти (в романе Григорий Бородин) порою знают и любят землю , умею т рабо тать и, пойми они смысл революции и вре мени, много полезного смогли бы сделать для общества, а значит, и для себя. Но в том-то и дело, что многие из подобных лю дей не в состоянии увидеть этот великий смысл и, пораженные своей неизлечимой болезнью, задыхаются в ненависти к ново му времени, к новому обществу, доходят в своих поступках до маразма и в конце кон цов как личности умираю :, погибают» *. Крах Григория Бородина как человека, который знал землю , любил ее, мог мно гое сделать доброго на свете, но не сумел в силу объективных и субъективных причин, предстает приговором тому обществу, ко торое порождает трагизм загубленной лич ности, которое оставило нам в наследие метастазы собственничества, карьеризма, бюрократизма и многое другое, что мы на зываем «пережитками прошлого». Приго вор художнический опирается на приговор исторический. Это со всей очевидностью воплощено в сцене убийства Григорием Бо родиным своего «душеприказчика» Терен тия Зеркалова после поджога дома Весе ловых. Ведь Терентий предлагал убить Андрея. Но сам оказался жертвой чудо вищной силы рук-клешней Григория. Так, обреченный историей мир, оказывается, испытывает на себе всю бесчеловечность, им же порожденную. Эта мысль найдет свое еще более обостренное продолжение в романе «Тени исчезают в полдень», за тем в романе «Вечный зов». В основе драмы человека, воспитанного миром социальной несправедливости, ле жит его неприятие тех новых общественных отношений, которые Явились в результате революции. Трагический круг жизни, пройденный Григорием, как показывает Анатолий Ива нов, был путем насилия над совестью, отре чения от тех духовных начал, какие были заложены в нем складом народного бытия. Нравственный суд над Григорием состоялся значительно раньше, чем административ ный. Он оказался судом не только над че ловеком, ставшим в жизни общества «по виликой»— «повителью», но еще более над тем миром, который рождает подобных людей, над теми страшными пережитками, какие все еще существуют в нашем сего д няшнем дне, ^отравляют здоровый воздух нашей жизни. Бородиным как раз и противостоит геро ика подлинной человечности, то высокое народное начало, какое воплощено худож ником в образах Андрея и Евдокии Весело вой, Тихона, Ракитина, Анисьи и многих дру гих, составляющих мирч. новой жизни в Локтях. 1 «Москва». 1971, № 4, стр. 218.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2