Сибирские Огни, 1978, № 5

зов ж и зни 181 А потому не случайным представляется, что и рассказ «Алкины песни», и повесть «Жизнь на грешной земле», и романы «Те­ ни исчезаю т в полдень», и «Вечный зов» получили сценическую и экранную жизнь. Сшибки героев воплощают в себе истин­ ную драм у действительности, чему в нема­ лой степени способствует тот факт, что ни один из персонажей рассказов или романов писателя не предстает перед нами спокой­ ным, невозмутимым, раз и навсегда обрет­ шим свою уверенность в непогрешимости. Социальная правда, обусловливающая генеральную линию в жизни многих его по­ ложительны х героев, тоже отнюдь не убе­ регает их от душевны х переживаний, чело­ веческих ошибок, сомнений, разочарова­ ний... Д а, как верно отметил М. А лексеев, с выходом первых рассказов Анатолия Ива­ нова мир оказался незыблем; не считая «Алкиных песен», открытия в литературе не произошло. Но опыт, завоеванный работой в ж урналистике, над первыми рассказами, литературной учебой, не прошел даром, как и всякий другой целенаправленный жизненный опыт. И потому годы сознатель­ ной жизни в журналистике были годал*у| активной подготовки нового этапа творче­ ства Анатолия Иванова — романа «Пови­ тель», с которого, собственно, и начинается писатель, обретающий всесою зную извест­ ность и подтверждающий ее закономер­ ность следующими своими произведениями. Битва за человечность Середина 50-х годов, когда Анатолий Иванов вступал в литературу, была ознам е­ нована целым рядом сущ ественных сдви­ гов в общественной и государственной жиз­ ни страны, которые волновали современни­ ков, вызывали споры, заставляли всерьез задумы ваться о дне сегодняшнем и истори­ ческом прошлом. Именно в эти годы Ана­ толий Иванов начал свою работу над рома­ ном «Повитель». Естественно, что начинающий ■писатель внимательно вслушивался в происходящие споры в литературе, вырабатывал собствен­ ное отношение к поднимаемым литерату­ рой проблемам, соотнося их с непосредст­ венной жизнью , в гущ е которой он находил­ ся. И то, что волновало его, над чем он размыш лял, нашло свое выражение в вы­ ступлении писателя на обсуждении его ро­ мана «Повитель», о котором б удет сказано дальше. Следовательно, можно говорить, что в романе нашли свое особое, специфическое выражение многие из вопросов, над разре­ шением которы х билась литература тех лет. На конкретно-историческом материале Ана­ толий Иванов, углубив социально-психоло­ гический анализ действительности, челове­ ческих характеров, вел заинтересованный, страстный поиск ответа на ж гучие вопро­ сы текущ его дня. И этот поиск привел его в конце концов к прошлому, к истории, где открылись истоки сегодняшних наших успе­ хов и «родимы х пятен». Оставаясь верным идейно-художествен­ ным принципам советской классики и в то же время опираясь на свой жизненный опыт, Анатолий Иванов не только сум ел из­ бежать «перекосов» в подходе к традици­ онной тем е, но и создать оригинальное произведение, по-своему продолжая дело битвы с частнособственническим сознанием. Именно этот бой впервые он объявил в «По­ вители», воспроизведя качественно новый тип кулака в образе Григория Бородина, человека, уже в зрелом возрасте отравлен­ ного ядом собственнической • психологии. Роман «Повитель» принадлежит к том у типу социально-психологического романа об эволюции семьи на протяжении трех по­ колений, который был рожден эпохой раз­ вития и загнивания капитализма, оказался представленным в творчестве писателей критического реализма Запада и России и развит А . М. Горьким в советское время. Среди произведений этого жанра в запад­ ноевропейской литературе наибольшая из­ вестность выпала на долю «Будденброков» Т. Манна, «Саги о Форсайтах» Д . Голсуор- си, цикла романов Э . Золя о Ругон-Макка- рах. В России к таком у типу романов отно­ сятся «Господа Головлевы» М. Е. Салты ко­ ва-Щ едрина, «Приваловские миллионы» Дм . Н. Мамина-Сибиряка, а затем «Дело Артамоновых» А . М. Горького, «Угрюм-ре- ка» В. Шишкова... В этом русле создает свой роман «Повитель» и Анатолий Иванов. При этом не повторяет своих предшествен­ ников, так как вышел к тем е, движимый новым творческим замы слом, которым по­ делился в выступлении на секретариате Сою за писателей Р С Ф С Р при обсуждении его первого романа. «Вообще, приступая к работе над рома­ ном, я очень бо ялся, что меня обвинят в несовременности из-за выбора темы. В то же время я знал, что современность про­ изведения определяется не временем дей­ ствия, а проблематикой. Знал я и примеры, когда книга, написанная, казалось бы, на тем у далекой истории, получала большую известность и принималась народом. В са­ мом д еле, «Жизнь Клима Самгина» была написана в 20— 30-х годах, а материал ее был несовременным. Однако произведение Горького стало горячо любимым народом, а «самгинщина» обосновала целую филосо­ фию мещанства. Мы и сего дня сталкиваем­ ся с явлениями подобного рода в нашей жизни. Д алее я рассуждал так: хотя давно лик­ видированы эксплуататорские классы, все же много еще осталось ж естокого и темно­ го в человеке. О ткуда это, как оно ужива­ ется, каким образом переходит из поколе­ ния в поколение на почве, которая, каза­ лось бы, не дает основания для подобных рецидивов?.. Но подвигли меня к написанию «Повите­ ли» два ф акта. На задворках одной из си­ бирских деревень нашли выброшенный об­ р ез: кто-то решил разоружиться на сороко­ вом году Советской власти. Это было необычно и, прямо сказать, неожиданно. Второй ф акт был такой. По газетным де­ лам поехал в один колхоз. Колхоз был бед-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2