Сибирские Огни, 1978, № 5
з о в ж и з н и 179 Пробы пера и характера Думается, что связанная с именем Ана толия Иванова новая страница в художест венном освоении Сибири начиналась с вы сказывания о том, что село Шемонаиха, в .котором он родился,— село сибирское и люди там сибирские. Это оттуда пришли в его книги и Марьин Утес, и речка Громотуха, конечно, назван ные уже так самим писателем. О ттуда вы шли в мир его романов и рассказов люди, события, сама жизнь, постигаемая будущим художником из увиденного, услышанного, пережитого. Детство и отрочество писателя совпали с удивительными процессами перестройки социального и политического уклада стра ны, становлением и формированием новой морали и нравственности, процессы эти бы ли сложными, противоречивыми, требующи ми глубокого осмысления и внутреннего постижения воплощенной в них историче ской правды. Именно так подходили к ним наши лучшие художники слова: М. Шоло хов, Ф . Панферов, Л. Леонов... Точно так же позднее подошел к ним в своих книгах и Анатолий Иванов. Когда вышли в свет первые романы «По витель» -и «Тени исчезают в полдень», стало ясно, что в русскую советскую литературу пришел еще один сибиряк с ярким и само бытным талантом. Но мало кто знает, какой огромный путь внутреннего роста пришлось пройти писа телю , прежде чем выйти к зрелым полот нам о жизни народной. О глядываясь на прошлое, Анатолий Ива нов с улыбкой говорит, что у него и в мыслях никогда не было стать писателем. Нравилась литература, любил писать сочи нения, сам пописывал стихи. Но кто же не писал в юности стихов, да и мало ли людей, влюбленных в литературу, которые никоим образом затем себя в ней не проявляли? И все же у него эта увлеченность оказа лась не случайной. Она-то и привела его в университет на факультет журналистики, а затем сделала газетчиком, чем вроде бы подтверждено было крылатое изречение: «Писатель должен пройти через газету». В начале пятидесятых годов он пробует писать рассказы, посылает их в редакции центральных журналов, ведет с ними вза имно вежливую переписку и, наконец, полу чает добро на рассказ «Дождь», который был опубликован в журнале «Крестьянка» в 1954 году. Затем были опубликованы еще несколько рассказов, которые составили позднее книгу «Алкины песни», вышедшую в Новосибирске в 1956 году. Несомненно, наиболее удачным, обратив шим на себя внимание общественности и критики, был рассказ «Алкины песни». Вскоре зазвучала в эфире радиопостановка по рассказу, затем Новосибирский ТЮЗ поставил по его мотивам спектакль, а Но восибирский театроперы и балета — оперу. Рассказ «Алкины песни» действительно достоин был такого внимания. Написанный в добротной и устойчивой традиции рус ской новеллистики со всеми ее постоянны 12* ми и непременными атрибутами сказового характера, когда рассказ ведется от имени автора, вроде: «Каждый раз, когда мне случалось проезжать мимо небольшой, примостившейся на отлогом лесном берегу деревеньки Черемшанки, я слышал вот та кую песню»,— рассказ этот брал за живое, воспринимался и по сей день воспринима ется далеко не традиционно в своем зву чании, напротив, остросовременно, глубоко сочувственно. И невольно задумываешься: а в чем же, собственно, секрет такого воз действия рассказа? В чем сила его? И, д у мая над ответом, ощущаешь, что одназнач- но и категорично невозможно определить секрет душевного контакта читателя с рас сказчиком. Скорее всего, главное — в ге роине, в ее чистоте, в ее духовной красоте. Она ничего не может делать вполголоса, вполнакала, вполсилы. И тем самым она, Алка Уралова, стала предтечей многих лю бимых героев Анатолия Иванова, которым как раз и свойственны эта цельность, эта полная самоотдача, эта жизнь во весь го лос. А потому и слбжность судьбы, тр уд ность испытаний, глубина переживаний и раздумий, ведущие к серьезным потрясе ниям души в жизненных конфликтах. А они неизбежны, предопределены самой стрем ниной революционной действительности, которая властно ворвалась в художествен ный мир романов писателя. Но не обошла она и рассказы его. Именно таким пред ставляется «Гость», об истории создания которого рассказал сам писатель, не забыв при этом определить и те задачи, которые, по его мнению, стоят перед искусством. «Мир надо не описывать, его надо иссле довать и объяснить. Описывает его беллет рист, который работает по принципу: сел за письменный стол, припомнил забавный слу чай, а то и анекдотец — описал. Эту разницу -и эту истину мы все должны отчетливо понять и уяснить. Я помню и никогда не забуду один раз говор в Новосибирске с не очень Молодым писателем, выпустившим в свет две тонень кие книжечки. «Вот,— сказал он,— все, что есть в этом мире интересного и достойного искусства, я уже описал. И о чем дальше мне писать — не знаю, не понимаю...» По том помолчал и добавил: «Хорошо было Дж еку Лондону. Он поехал на Аляску, на Клондайк... На какой он там напал мате риал! Какие люди, страсти, драмы, траге дии. А экзотика! А у нас-то тут? Тихо все и мирно...» И еще помолчав, вдруг спрашива ет: «Слушай, ты толстые романы пишешь, может, у тебя много мусора после них остается? Может, есть у тебя какой неис пользованный образок, сюжетец? Подкинь, поделись по-братски...» — «Есть, гово рю,— не мусор после романа, а человека одного знаю любопытного. Вот тут, под Но восибирском, живет в совхозе «Барлак- ский», работает там главным бухгалтером. Съезди,— говорю,— поговори с ним самим и с людьми о нем...» — «А чем же он лю бопытен?» — «Да ничем таким особен ным,— говорю.— Живет, работает, семья нин хороший, член партии... Но земли, на которых совхоз расположен, принадлежа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2