Сибирские Огни, 1978, № 5
178 БОР. ЛЕОНОВ слова и поступки людей, их любовь и нена висть и, в конечном счете, смерть или бес смертие...» («Вечный зов».) Как видим, жизнь в этих высказываниях неодназначно оценивается, неодинаково воспринимается, ибо за каждой фразой — свое, испытанное и пережитое. А примеры эти, право же, можно продолжать, ибо ими буквально насыщены все произведения пи сателя. Это делает их не просто повество ванием о сложных поворотах жизни в судь бах героев, но и страстным, заинтересован ным разговором художника о смысле человеческой жизни на земле, о месте че ловека в созидающем строю . Даже повесть свою — одну из лучших повестей послед них лет — он назвал «Жизнь на грешной земле». О ткуда эта тяга художника к настойчиво му разговору о жизни? Причем не только о сроке, отведенном на земле человеку, но и о прошлом и непременно о будущем, когда нынешнее воспроизводится как этап, как звено, как часть того, что именуется просто жизнью. Наконец, она выступает и как категория эстетическая. Формула Н. Г. Чернышевского «Прекрасное — это жизнь!» наполняется реальным смыслом, ибо красота, прелесть, чудо жизни постига ется человеком в трудовы х заботах на зем ле и в боях за свободу своей Родины. Жизнь тем самым выводит человека к осо знанию себя неотъемлемой частицей об щей судьбы народной. Либо, напротив, ли шает человека этого чувства причастности, когда он порывает свою кровную связь с обществом, с народом. С понятием «жизнь» в прозе Анатолия Иванова связаны опорные, узловые раз мышления и героя, и самого автора. Трудно ответить однозначно на постав ленный вопрос: отчего эта тяга к суждени ям, размышлениям о жизни в творчестве художника? Но немаловажное место здесь принадлежит и собственной жизни писате ля, которая всегда остается первопричиной всего созданного им... Бывают жизни стремительные, полные самых невероятных эпизодов, событий, фактов, впечатлений и т. д . Но чаще всего люди ведут внешне ничем не примечатель ную жизнь, «круги» которой предельно четки и ясны, определены трудовыми буд нями и обычными заботами. Броде бы и в жизни Анатолия Иванова, если судить по анкете, ничего нет чрезвычайного. Родился он в 1928 году в деревне Шемо- наиха Восточно-Казахстанской области. «Там,— говорит писатель,— по укладу жизнь — сибирская и люди сибирские. Там я жил до семнадцати лет, пока не окончил среднюю школу. Потом поступил учиться в Алма-Атинский университет на ф а культет журналистики. Окончив университет, пошел работать в семипалатинскую газету «Прииртышская правда». Поработал там один год и был призван в ряды Советской Армии. В армии служ ил сначала солдатом. Потом написал несколько корреспонденций в военную газету, куда меня и направили работать. После демобилизации офицером запаса я намеревался снова поехать в Ка захстан, но по пути задержался в Новоси бирске, где мне предложили должность редактора газеты в Новосибирской области. И благодарю тот день и час, когда дал со гласие, потому что это мне, в частности для романа, дало очень много. Работал в этой газете и разъезжал по районам, по колхозам. Вот тут у меня и за рождались первые замыслы, которые я пы тался передать в своих рассказах». Затем Анатолий Иванов работал в книж ном издательстве в Новосибирске, замести телем главного редактора журналов «Си бирские огни» и «Молодая гвардия», а с 1972 года возглавил «Молодую гвардию» как главный редактор. Но биография не всегда выявляет внут ренний опыт человека, наделенного даром видеть и запоминать то, что не открывается каждому в потоке жизни. Художник тем и отличается, что смотрит на мир глазами не теми, какие просто глядят, а теми, что зна ют и помнят. Вот откуда родилась ныне ак сиоматическая мысль о том , что художник- реалист непременно должен обладать лич но пережитым, без которого немыслимо само творчество. А что это такое, лично пережитое? Опыт жизни, который постига ется не просто в пребывании на земле, а в том общественно-полезном тр уде, который звучит так прозаически — «стаж работы». Так в о т— в приведенных признаниях Ана толия Степановича Иванова заметно про ступает одна важная особенность, имеющая непосредственное, прямое отношение к на шему вопросу. Если выделить из общего контекста жизненного пути писателя глав ное, то им окажется общественно-полезная работа. Хотя по возрасту писатель «опоздал» на пять-шесть месяцев быть призванным на фронт, Великая Отечественная война жесто ко и неумолимо прошла и по его судьбе и по его сердцу. Мальчишки, бравшие на свои плечи заботы по хозяйству, по дому, встававшие к станкам, с отбойными молот ками спускавшиеся в шахты, шедшие за плугом, рано мужали, быстро становились взрослыми. И все, что пришлось испытать паренькам допризывного, а потом и призывного воз раста в военные годы, выпало и на долю Анатолия Иванова. Так она начиналась, его работа. Учился в школе и трудился на колхозном поле, по могал матери, оставшейся без мужа с тре мя детьми. Потом, сколько себя помнит, все время работал. А ведь работа, включая человека в непосредственный контакт с жизнью, вырабатывает в нем характер, складывает прожитое и пережитое в его судьбу. Без этого, действительно, просто немыслим настоящий человек и уж тем бо лее художник. Примеров тому не занимать. Сколько на наших глазах «вспыхивало» многообещающих дарований. Но обещания оказывались не обеспеченными прежде всего жизненным опытом, не подкреплен ными судьбами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2