Сибирские Огни, 1978, № 5
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Бор. Леонов зов жизни В грозно/^ 1941-м году в сибирском селе Шантара, отстоящем от линии фронта на тысячи километров, в квартире Антона Са вельева— директора эвакуированного за вода, наконец-то после долгой разлуки встретились трое братьев Савельевых — Антон, Ф едо р и Иван. Трудными и разными были пути братьев к этой встрече, на кото рой присутствовал и секретарь райкома партии Поликарп Кружилин. В разговоре возникает момент, когда речь заходит о жизни человека, о его месте в общем строю. Не каждому дано сразу оценить происходящее, включиться в общее дело. И потому человек может иногда наделать черт те что, наломать таких дров, так рас шибить свою душу, что живет весь в синя ках и кровоточащих ранах. Это говорил Кружилин, «говорил мед ленно, отчетливо выговаривая слова. И по мере того, как говорил, Иван, принимая все на сйой счет, медленно опускал голову... Ф едор же сперва слушал Кружилина с какой-то снисходительной улыбкой. Потом эта улыбка стала бесшумно ломаться, мок рый ус его дрогнул, глаза налились желез ным холодком. — Но человек, к счастью, наделен разу мом,— продолжал Кружилин, глядя в упор на Ф едора.— Потому он и называется че ловеком. И рано или поздно он начинает задумываться над сутью и смыслом бытия, жизни окружающих его людей, общества и над своими собственными делами и поступ ками. Это его заставляет делать властный и извечный зов к жизни, извечное стремле ние найти среди людей свое, человеческое место. И я думаю, что с этого момента человек, каких бы ошибок он ни наделал, становится уже гражданином, а потом ста нет и бойцом за справедливость, за чело веческое достоинство и за человеческую радость». 1 2 Сибирские огни № 5 Этот разговор о жизни в романе «Вечный зов» превращен художником не только в смысловой эпицентр произведения. Он ока зывается эпицентром всего творчества Ана толия Иванова, известного читателю своими романами «Повитель», «Тени исчезают в полдень», повестью «Жизнь на грешной земле», многими рассказами. В самом деле, трудно назвать сейчас писателя, который бы с таким постоянст вом, упорством, настойчивостью, публицис тически страстно и эпически широко, от крыто или иносказательно обращался к самому понятию «жизнь», как Анатолий Иванов. «Верно говорит Максим Теременцев: бы вает, проживет человек жизнь, да так и не заметит, какая вокруг него красота». («Ал- кины песни».) «Жизнь, она как сытый же реб ец— несется куда-то. Кто нд жеребца сумел забраться, а кто лишь за хвост упи рается, тащится, пока в руках сила есть, полощется по земле, обдирает бока о кам ни. Обессилет — выпустит хвост, распласта ется в пыли... А то еще раньше жеребчик по башке копытом долбанет, расколет ее вдребезги... Зачем человек жил, ради чего за хвост цеплялся, непонятно. А?» («Гость».) «Лениво текла по деревне небольшая рё- чушка, в мелкой и мутной воде ее плавали полусонные пескари. Так же лениво и сон но текла жизнь в Локтях». («Повитель».) «Так как же нам, как же каждому из нас, дорогие мои друзья и товарищи, не гор диться своей жизнью, если эта жизнь-— борьба»! («Тени исчезают в полдень») «Мы для того и живем, чтобы понять этот мир, в котором живем...». «День сегодняшний ни когда не похож на день минувший, да про шлое из жизни не вычеркнешь. Одни лю бят вспоминать свое прошлое, другие не любят, но оно живет в каждом до послед них дней его и, так или иначе, определяет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2