Сибирские Огни, 1978, № 5

174 В. ОСТРЫЙ Папаудин в одном лице держится на этой двойной должности «бригадир — начальник участка»: у него за спиной поддерживаю­ щий его, реорганизованный аппарат строи­ тельного управления, в котором сконцент­ рирована инженерная мысль всей стройки. Совместить обязанности Нежданову не позволило отнюдь не отсутствие высшего образования. Возникновение альянса Неж­ данов— Ткаченко вызвано к жизни другими обстоятельствами. В СУ-44 не заинтересо­ вались системой, внедренной в соседнем строительном управлении другого треста. Причины этого вполне можно считать ува­ жительными и объективными. Например, в СУ-24 сумели перевести на бригадный под­ ряд все четыре бригады управления, что и потребовало, и позволило укрепить инже­ нерный центр в самом управлении. Тем не менее потребность в такой связке: брига­ д и р — начальник участка — возникла, и пе­ ред руководством встала задача сделать все, чтобы этот контакт окреп, стал дейст­ венным и продуктивным. Возвращаясь к Папаудину, заметим, что и у него не все решено с юридической точки зрения. Главный вопрос, на котором его с непонятным торжеством подловили оппоненты,— вопрос техники безопасности. По сущ ествующ ем у положению бригадир юридически не несет ответственности за несчастный случай, случись он в бригаде. Но так как Папаудин ж е и начальник участ­ ка, то кто должен отвечать? И сам брига­ дир, и руководители треста «Мегионгаз- строй» считают — Папаудин. И тем не м е­ нее вопрос остается открытым. Зато в тр есте «Мегионгазстрой» нет по­ ловинчатости в другом д еле: если ты брига­ дир и одновременно начальник участка, в трудовой книжке у тебя записано — «бри­ гадир». Сказано это к том у, что и другим инженерам не стоило бы стесняться брига­ дирской должности или даже должности помощника бригадира с оплатой, естест­ венно, по рабочей сетке. Предположим, монтажника пятого разряда. Принципиаль­ ность и определенность в таких ситуациях позволяют четче ставить точки над «и». Рассматривая сложившийся тандем Неж­ д ан о в— Ткаченко, хотелось бы поделиться еще некоторыми соображениями. А поче­ му, собственно, на первом месте стоит Нежданов? Непростой и правомерный воп­ рос! Н. П. Нежданов стоит на первом месте в этом двуединстве не потому, что у него уже громкое, известное имя. Нежданов об­ ладает качествами, которым не обучают и, к сожалению , невозможно обучить. А эти качества, одно перечисление их вызывает затруднения, на стройке не менее важны, чем знания, которыми вооружены выпуск­ ники вузов. Бывает так, что жизнь обогатит молодого инженера всем тем , от чего он был далек на студенческой скамье. Научит­ ся он разговаривать и с рабочими, и с на­ чальниками, сум еет разбираться в таких житейских ситуациях, которы е даже иные беллетристы стесняю тся затрагивать, и только-только после этого придет к нему та уверенность и право командовать людь­ ми, без них невозможен настоящий руко­ водитель. Но ведь это мож ет и не прийти... Роль бригадира, как наставника, приме­ нима не только по отношению к выпускни­ кам производственно-технических училищ, но и к выпускникам вузов и техникумов. Но это уже другая, хоть и интересная те­ ма. У нас же Ю . А . Ткаченко — опытный, грамотный, постоянно расширяющий сф е­ ру своих производственных интересов ин­ женер, занимает вторую позицию не пото­ му, что он (это чисто субъективно!) не­ сколько мягковат... М ягкость, деликат­ ность — прекрасные человеческие качества, но, как это ни спорно, на промышленной площадке в первую очередь требую тся иные качества, а ими-то в полной мере об­ ладает Николай Павлович Нежданов. Эти качества Николай Павлович приобре­ тал сам. Впервые они проявились у него уже на «Уралмаше», где только что демо­ билизованный воин довольно быстро из слесарей попал в начальники небольшого, но самостоятельного участка. Утверждал же, закреплял характер Нежданов в Мага­ данской области. Об этом периоде его жизни стоило бы рассказать поподробнее, но сего дня мы не об этом, не о личном, поэтому ограничимся опять-таки спорным утверждением , что обстановка, обстоятель­ ства работы в тех далеких краях вызывают и закаляют в человеке такие качества, как суровость, расчет только на свои силы, властность (про доброту и любовь к лю дям я не упоминаю, потому что эти качества никто и никогда не забывает помянуть) и одновременно стремление к обретению знаний щ навыков, способствующих том у, чтобы крепко, уверенно стоять на ногах в любых жизненных ситуациях. Я размышлял над тем, о чем пишу те­ перь, когда все мы с ж адным любопытст­ вом вчитывались в проект новой Конститу­ ции. Было принципиально важно убедить­ ся в том, что поиски наилучших путей со­ четания централизованного руководства и инициативы самих хозяйственников полу­ чат законодательное право на жизнь. Ожи­ дания не оказались напрасными! Статьи 15 и 16 Конституции позволяют шире вести поиск, стимулируют и утверждаю т право на него. Характерно, что в ходе обсуждения проекта Конституции множество вы сказы ­ ваний трудящ ихся в той или иной степени задевали, расширяли и углубляли эти ста­ тьи. Наболело! В те же самые дни, когда я работал над этими страницами, в которых хотелось по­ делиться увиденным «с колокольни» Своей нормативно-исследовательской станции, об­ служивающей строительные тресты Мин- неф тегазстроя по Нижневартовскому рай­ ону, 'В «Известиях» появилась статья акаде­ мика А . Г. Аганбегяна «Качество тр уд а и его оплата». В ней нет мелких «частных» конкретных фактов, тем не менее итоговая часть наилучшим образом подводит черту подо всем , чем хотелось поделиться с чи­ тателями и мне: «...Вот почему так важно сформулировать и зафиксировать органи­ зационные, научные, экономические и юри

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2