Сибирские Огни, 1978, № 5
174 В. ОСТРЫЙ Папаудин в одном лице держится на этой двойной должности «бригадир — начальник участка»: у него за спиной поддерживаю щий его, реорганизованный аппарат строи тельного управления, в котором сконцент рирована инженерная мысль всей стройки. Совместить обязанности Нежданову не позволило отнюдь не отсутствие высшего образования. Возникновение альянса Неж данов— Ткаченко вызвано к жизни другими обстоятельствами. В СУ-44 не заинтересо вались системой, внедренной в соседнем строительном управлении другого треста. Причины этого вполне можно считать ува жительными и объективными. Например, в СУ-24 сумели перевести на бригадный под ряд все четыре бригады управления, что и потребовало, и позволило укрепить инже нерный центр в самом управлении. Тем не менее потребность в такой связке: брига д и р — начальник участка — возникла, и пе ред руководством встала задача сделать все, чтобы этот контакт окреп, стал дейст венным и продуктивным. Возвращаясь к Папаудину, заметим, что и у него не все решено с юридической точки зрения. Главный вопрос, на котором его с непонятным торжеством подловили оппоненты,— вопрос техники безопасности. По сущ ествующ ем у положению бригадир юридически не несет ответственности за несчастный случай, случись он в бригаде. Но так как Папаудин ж е и начальник участ ка, то кто должен отвечать? И сам брига дир, и руководители треста «Мегионгаз- строй» считают — Папаудин. И тем не м е нее вопрос остается открытым. Зато в тр есте «Мегионгазстрой» нет по ловинчатости в другом д еле: если ты брига дир и одновременно начальник участка, в трудовой книжке у тебя записано — «бри гадир». Сказано это к том у, что и другим инженерам не стоило бы стесняться брига дирской должности или даже должности помощника бригадира с оплатой, естест венно, по рабочей сетке. Предположим, монтажника пятого разряда. Принципиаль ность и определенность в таких ситуациях позволяют четче ставить точки над «и». Рассматривая сложившийся тандем Неж д ан о в— Ткаченко, хотелось бы поделиться еще некоторыми соображениями. А поче му, собственно, на первом месте стоит Нежданов? Непростой и правомерный воп рос! Н. П. Нежданов стоит на первом месте в этом двуединстве не потому, что у него уже громкое, известное имя. Нежданов об ладает качествами, которым не обучают и, к сожалению , невозможно обучить. А эти качества, одно перечисление их вызывает затруднения, на стройке не менее важны, чем знания, которыми вооружены выпуск ники вузов. Бывает так, что жизнь обогатит молодого инженера всем тем , от чего он был далек на студенческой скамье. Научит ся он разговаривать и с рабочими, и с на чальниками, сум еет разбираться в таких житейских ситуациях, которы е даже иные беллетристы стесняю тся затрагивать, и только-только после этого придет к нему та уверенность и право командовать людь ми, без них невозможен настоящий руко водитель. Но ведь это мож ет и не прийти... Роль бригадира, как наставника, приме нима не только по отношению к выпускни кам производственно-технических училищ, но и к выпускникам вузов и техникумов. Но это уже другая, хоть и интересная те ма. У нас же Ю . А . Ткаченко — опытный, грамотный, постоянно расширяющий сф е ру своих производственных интересов ин женер, занимает вторую позицию не пото му, что он (это чисто субъективно!) не сколько мягковат... М ягкость, деликат ность — прекрасные человеческие качества, но, как это ни спорно, на промышленной площадке в первую очередь требую тся иные качества, а ими-то в полной мере об ладает Николай Павлович Нежданов. Эти качества Николай Павлович приобре тал сам. Впервые они проявились у него уже на «Уралмаше», где только что демо билизованный воин довольно быстро из слесарей попал в начальники небольшого, но самостоятельного участка. Утверждал же, закреплял характер Нежданов в Мага данской области. Об этом периоде его жизни стоило бы рассказать поподробнее, но сего дня мы не об этом, не о личном, поэтому ограничимся опять-таки спорным утверждением , что обстановка, обстоятель ства работы в тех далеких краях вызывают и закаляют в человеке такие качества, как суровость, расчет только на свои силы, властность (про доброту и любовь к лю дям я не упоминаю, потому что эти качества никто и никогда не забывает помянуть) и одновременно стремление к обретению знаний щ навыков, способствующих том у, чтобы крепко, уверенно стоять на ногах в любых жизненных ситуациях. Я размышлял над тем, о чем пишу те перь, когда все мы с ж адным любопытст вом вчитывались в проект новой Конститу ции. Было принципиально важно убедить ся в том, что поиски наилучших путей со четания централизованного руководства и инициативы самих хозяйственников полу чат законодательное право на жизнь. Ожи дания не оказались напрасными! Статьи 15 и 16 Конституции позволяют шире вести поиск, стимулируют и утверждаю т право на него. Характерно, что в ходе обсуждения проекта Конституции множество вы сказы ваний трудящ ихся в той или иной степени задевали, расширяли и углубляли эти ста тьи. Наболело! В те же самые дни, когда я работал над этими страницами, в которых хотелось по делиться увиденным «с колокольни» Своей нормативно-исследовательской станции, об служивающей строительные тресты Мин- неф тегазстроя по Нижневартовскому рай ону, 'В «Известиях» появилась статья акаде мика А . Г. Аганбегяна «Качество тр уд а и его оплата». В ней нет мелких «частных» конкретных фактов, тем не менее итоговая часть наилучшим образом подводит черту подо всем , чем хотелось поделиться с чи тателями и мне: «...Вот почему так важно сформулировать и зафиксировать органи зационные, научные, экономические и юри
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2