Сибирские Огни, 1978, № 5
НИВЛЯНСКИИ БЫК 153 ...Не собирался я долго жить в деревушке и не готовил себя к этому. Просто в городе мне явились три идеи. Во-первых, мне захотелось «припасть» к родной земле. Еще каза лось, что в тишине деревни я вымету из души мусор переживаний. Но главным, конечно, было желание примерить к себе жизнь дачника. На это все я клал неделю, а потом -—домой!.. Я и денег взял с собой в обрез. Но с первых минут я ощутил непреодолимое удовольствие от мяг кого воздуха, от вида яблонь, которые нет нужды огораживать. При шло желание быть здесь дольше, узнать—лучше... Конечно, деревня многим удивила меня (пример —куры), но и я поразил деревенских. Например, понять, зачем сюда надо было ехать из Сибири, они’просто отказывались. Ну, если бы в Москву, а то... — И глуп же ты, соколик!..—посмеивались старушки. Глуп? А что, согласен, Догадку-то я упустил... Но вот их глупыми не назовешь. Хотя я крайне осторожно расспрашивал о нивлянском бы ке, но старушки разоблачили мой страх: ум их не дремал. Мне сообщали тьму подробностей, как всем совхозом в Нивлянах отбивали несчастного уполномоченного. Чуть богу душу не отдал! Так и шла жизнь — я боялся, а старухи посмеивались надо мной. А здесь все жили смело, вели себя достойно: люди, птицы... Такой пример —на моих глазах маленький ястреб выхватил грача из стаи. Делать это не стоило, он бы не справился и с одним, а тут толпа: грача спасали родичи. Стаей они опустились с ястребком на поле, упали черной кучей. На другой день я нашел голову ястребка и оторванные мертвые ла пы, державшие каждая по пучку грачиных перьев. Не думаю, что грачи, разорвав, съели его. Просто —убили, осталь ное сделали коты. Другое важно —ястребок овеществил себя неукроти мым хищником и шел до конца. Я же боялся иметь семью, оправдываясь тем, что должен отдать се бя делу писания рассказов, струсил изобретения. Сейчас боюсь нивлян- ского быка, и это единственно разумная трусость. Да нет же, не так я робок! Вот, не побоялся квартировать у тетки Кровянихи! ...Старушка Марь Антоновна, оставив ведра, водила меня по домам, ища свободную комнату. Конец нашим странствиям пришел только у Кровянихи. — У нее одной дом пустует, ее дачники боятся,— говорила старушка. —- Кто же она такая? — Советская ведьма,—сказала та и вздохнула: —Партийная! Ей- богу, все у ней по-другому. Остановится и с червяком говорит, агитирует. У всех жук-колорад, без конца обираем, а у ей с ним договор подписан, он ее картоху не трогает. Старушка вела меня, смеясь моим неуверенным ногам, спотыкав шимся о все земляные морщинки: ее ноги знали их наизусть. Я думаю, если бы завязать ей глаза, то она — ногами — смогла бы узнать лю бое место, все травки, что когда-либо задевали лодыжки и скребли ей пятки. — Но почему Кровяниха? —тревожился я. — А в войну председателем была, нами командовала. Кричала: «Сделайте, кровь из носу! Кровь из носу!» Много говорила старушка. Кровяниха, по ее словам, была активная ведьма-травница. Она ле чила всех и ничего не брала, ей партийная совесть не-позволяла. Это — нравилось.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2