Сибирские Огни, 1978, № 4
86 Д. к о н с та н т и н о в с к и п не хватало образования. Он тратил массу времени на то, чтобы найти и узнать известное всякому мальчишке, выпускнику университета, и делал оплошности, по поводу которых гуманитарии могли бы только развести руками. А он не хотел, чтобы они смотрели на него как на грубого тех- наря, самоуверенно вторгшегося в их стеклянный, хрупкий дом. Все бы ло серьезно... За то, что выбрал когда-то другое, Яков Фомич не упре кал себя. И время было иным. Его наблюдения показывали, что время гуманитариев как раз наступает. Тогда он, выбирая, видел перед собой физиков, химиков; теперь —на гуманитариев он уповал как на людей, работа которых могла изменить многое в мире, именно они работали в сфере деятельности реальной, такой, от которой можно ожидать чего-то... Только что за тяжкое занятие — задавать вопросы обществу! Спраши вать природу естественную, кажется, проще... Вырисовывалось все постепенно. Он наткнулся на четыре строчки — эпитафию на могиле поденщицы: «Не горюйте обо мне, друзья, и не плачьте обо мне никогда, ибо отныне я буду отдыхать всегда и во веки веков». Вспомнил, как писал Ползунов—-это Яков Фомич прочел когда- то в музее: «Облегчить труд по нас грядущим». И разыскал песню: «На свете есть царь, беспощадный тиран, жестокий мучитель бесчисленных стран, рука у него лишь одна, но тысячи губит она,—тот царь называет ся Пар...» Его бросало по всей истории, по всему ее масштабу; он хва тался то за одно, то за другое; иногда ему казалось, что все у него скла дывается слишком случайно, а порой он обнаруживал, что и раньше ду мал об этом... Через комнатку Якова Фомича прошло множество людей. Они по-разному понимали, что было у них и что было с ними, в их соб ственные времена; иногда Яков Фомич с ними соглашался, чаще —нет, порой заключал,—они вовсе не разобрались, как что у них там склады валось; тем не менее, он видел, каждый делал для него естественное. Ломать то, что оказывалось противным человеческой природе и благу людей (наиболее общая формулировка) —также было вполне естествен но. Люди узнавали нечто губительное для них и пытались это разру шить... Некоторые задерживались в комнатке Якова Фомича; остава лись ночевать; а потом и оседали, приживались; комната постепенно на полнялась... И ведь те, кто ломал,—сопротивлялись не просто технике. Они, собственно, хотели оказать сопротивление, ни много ни мало, всему ходу истории, а значит, всему развитию на Земле, то есть,—всей эволю ции на целой планете. Это было, следовательно, событие космического масштаба! Они хотели изменить картину... нет, путь... изменить путь Все ленной. Это был достойный повод,—Яков Фомич принялся за англий скую историю от времен, предшествовавших наполеоновским войнам_■ и вплоть до Маркса. Что-то становилось яснее. Что-то —напротив... Плюс —или это, мо жет, где-то во-первых,—то, что сам он был одним из тех людей, которые являлись соавторами сегодняшнего мира. Он был выходец из них. Да, он и вышел из их числа, вышел, и оставался среди них; он был на погранич ной позиции. Кстати, уязвимой непониманием обеих сторон... Так что ж, начинать? Сел за машинку. Итак: «Едва ли найдется более распространенное и устойчивое заблужде ние, чем привычка руководствоваться старыми критериями при оценке новых явлений. В наш век, как и прежде, изменения замечают лишь по явным и поздним последствиям, подобно тому, как если бы истоки нано сились на карту лишь после наводнения в устье. Однако мы находимся в пути и притом движемся весьма своеобразным образом, и упускать это из виду не следует ни на минуту. Наш маленький, тесный, не всегда комфортабельный шарообразный космический транспорт мчит нас со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2