Сибирские Огни, 1978, № 4
66 Д. КОНСТАНТИНОВСКИИ Сам выбирает, куда ему шагать. Вдовин не ставил светофор, чтобы управлять людьми. Когда его просили о светофоре,^ он отвечал, что это не его стиль. Он разрисовывал переходы «зеброй»: иди^ свободно! И делал движение по улице настолько плотным, что перейти ее было нельзя... Герасим держался, да! Но если быть честным с самим собой — держался на пределе. На самом пределе... Поднялся, подошел к окну. В этом месяце он перестал замечать, что делается за окнами. Сейчас, наконец, увидел. Впервые за все последнее время... А ведь лето, черт возьми! Лето! Смотрел, как блестят под солнцем глянцевые поверхности листьев... В окно плыл к нему жаркий, полный лесных запахов, манящий к себе, сладкий, из иной жизни дух... , Лето смущало, как проходящая мимо красавица. Пойти за ней? Герасим провожал ее глазами... Вернулся к столу. ИЗ ТЕТРАДЕЙ ЯКОВА ФОМИЧА. «Почему отношение науки и нравственности, науки и ценностей порождает такие широкие дискус сии? Ведь никому не приходит в голову дискутировать проблему отно шения, скажем, нравственности и сталеварения, ценностей и эстрад ного пения. И дело здесь, конечно, не в том, что деятельность сталевара или эстрадного певца лишена нравственных или ценностных аспектов. Эти аспекты есть во всякой человеческой деятельности... Уникальность науки состоит в том, что она решительно вторгается во все сферы че ловеческого опыта... В конечном итоге современная наука выступает в качестве фактора, который постоянно сотрясает, перестраивает всю структуру социальной деятельности (Э. Г. Юдин). Может ли наука быть единственной руководительницей человека? Может ли человек по лагаться во всем на суждения науки? Видимо, не может. Оказывается, не только наука, но и этика и искусство должны служить ориентиром поведения человека, исходными основами его культуры (В. М. Межуев). В нашу эпоху человечество добилось величайших успехов в области науки и техники, подчинило своей власти могучие силы природы... На протяжении жизни нашего поколения народы мира были дважды ввергнуты в мировые войны, пережили ужас гитлеризма, Хиросимы, чу довищные злодеяния фашизма, попирание элементарных нравственных норм... Одна из особенностей развития общественного сознания вообще и нравственного сознания в частности действительно заключается в том, что оно отстает от научно-технического прогресса (Ф. В. Констан тинов)». Элэл рассеянно глядел перед собой: с высокой подушки смотрел поверх своих рук, сложенных на груди, поверх приподнимающих про стыню, торчащих в разные стороны ступней, на заглаженную, безжиз ненную стену палаты. Нянечка хлопотала, как всегда. Попробовал наблюдать за ней. Сразу устал... Закрыл глаза. Устал, от такой малости, на старенькую нянечку смотреть, тут же устал!.. Открыл глаза. Стена. Опять эта стена. Закрыл глаза, открыл глаза... Единственное, что он может позво лить себе!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2