Сибирские Огни, 1978, № 4
ЯКОНУР 63 Их было трое в конференц-зале: человек с длинными, совершенно седыми волосами, затем молодой человек у проектора и с ними —она, Ольга, в темных брюках и вчера только довязанном свитерке, белом с черным. Нервничала. Но держала себя в руках. Знала, в общем, что делает. Свитерок, кажется, получился, одна белая нитка и одна черная, легонький, и притом плотная вязка,— все очень просто, но в этом-то и весь фокус. До поздней ночи трудилась в гостинице; не выспалась, но закончила. Хотела, чтоб он не пожалел, что согласился с ней встре титься. Остальное — на пленке. — Хорошо,— сказал он,— давайте посмотрим. Молодой человек справился, наконец, с кабелем, с экраном; выклю чил свет. Первый ролик. Кемирчек, понятно, не слишком далеко успел продвинуться как оператор, съемка явно любительская: ненужный дубль, панорама прой дена торопливо, зато здесь вот застрял. С обработкой тоже не слишком здорово, цвет не везде получился. Ничего. Все, что надо, хорошо видно. Голая, в трещинах земля, выгоревшая, дымящаяся пылью, с ред кими пучками худой травы,— на месте вырубленного леса... Река, за битая топляками, щепой, мертвая; берега сплошь в завалах из бревен... Лесосека: жуткий вид поверженных стволов, грузный ход трелевочного трактора, развороченная земля, развороченная зелень подроста, такое впечатление, что здесь был взрыв... Посадка леса,—старичок, его же на и внучка, время от времени наклоняясь, медленно продвигаются в кадре; снова трелевщик, затем электропила, погибший подрост; и опять дедушка, бабушка, внучка; монтаж Кемирчека, бесхитростно, однако вполне убедительно... Наводнение,— затопленная дорога, рельсы, спол зающие по откосу; смытый, задранный к небу мост; горные потоки, ко торые склон теперь не в состоянии принять; вот спускается вертолет, солдаты на «амфибиях», снимающие жителей с крыш; падь Ивана Его- рыча, его дом в воде... Смена роли-ка. Молодой человек о достоинствах разных марок пленки... Теперь цвет весьма важен. Впрочем, все, что надо, в любом случае будет хорошо видно. Панорама комбината: дым из высокой трубы, дымы из труб по мельче, просто откуда-то дымы,— как плита, в первый раз печником растапливаемая... Очистные сооружения, пруд-аэратор, серая пена, страшная, живая, дышит часто и глубоко; мутные круговороты... Куд- рявцевский понтон, лаборантки опускают рыбу в стоки, рыба не смело движется от края к краю, Ьстанавливается; всплывает кверху брюхом... Смена ролика. Молодой человек об ошибках Кемирчека в выборе диафрагмы при разном освещении; никто не поддерживает разговор. Стрелина, нетронутые места: прекрасная яконурская тайга, солнце над берегом и сумерки под деревьями, медведь пьет, склонившись к ре ке с валуна, семейство лосей на поляне, верхушка кедра проплывает мимо пышного облака... Солнце садится за Шулун, растекается по ска лам, легкая рябь на воде,— бухта Аяя... Вот одна только яконурская волна во весь экран, только яконурская вода, один ее чистый цвет... I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2