Сибирские Огни, 1978, № 4

ЯКОНУР 63 Их было трое в конференц-зале: человек с длинными, совершенно седыми волосами, затем молодой человек у проектора и с ними —она, Ольга, в темных брюках и вчера только довязанном свитерке, белом с черным. Нервничала. Но держала себя в руках. Знала, в общем, что делает. Свитерок, кажется, получился, одна белая нитка и одна черная, легонький, и притом плотная вязка,— все очень просто, но в этом-то и весь фокус. До поздней ночи трудилась в гостинице; не выспалась, но закончила. Хотела, чтоб он не пожалел, что согласился с ней встре­ титься. Остальное — на пленке. — Хорошо,— сказал он,— давайте посмотрим. Молодой человек справился, наконец, с кабелем, с экраном; выклю­ чил свет. Первый ролик. Кемирчек, понятно, не слишком далеко успел продвинуться как оператор, съемка явно любительская: ненужный дубль, панорама прой­ дена торопливо, зато здесь вот застрял. С обработкой тоже не слишком здорово, цвет не везде получился. Ничего. Все, что надо, хорошо видно. Голая, в трещинах земля, выгоревшая, дымящаяся пылью, с ред­ кими пучками худой травы,— на месте вырубленного леса... Река, за­ битая топляками, щепой, мертвая; берега сплошь в завалах из бревен... Лесосека: жуткий вид поверженных стволов, грузный ход трелевочного трактора, развороченная земля, развороченная зелень подроста, такое впечатление, что здесь был взрыв... Посадка леса,—старичок, его же­ на и внучка, время от времени наклоняясь, медленно продвигаются в кадре; снова трелевщик, затем электропила, погибший подрост; и опять дедушка, бабушка, внучка; монтаж Кемирчека, бесхитростно, однако вполне убедительно... Наводнение,— затопленная дорога, рельсы, спол­ зающие по откосу; смытый, задранный к небу мост; горные потоки, ко­ торые склон теперь не в состоянии принять; вот спускается вертолет, солдаты на «амфибиях», снимающие жителей с крыш; падь Ивана Его- рыча, его дом в воде... Смена роли-ка. Молодой человек о достоинствах разных марок пленки... Теперь цвет весьма важен. Впрочем, все, что надо, в любом случае будет хорошо видно. Панорама комбината: дым из высокой трубы, дымы из труб по­ мельче, просто откуда-то дымы,— как плита, в первый раз печником растапливаемая... Очистные сооружения, пруд-аэратор, серая пена, страшная, живая, дышит часто и глубоко; мутные круговороты... Куд- рявцевский понтон, лаборантки опускают рыбу в стоки, рыба не­ смело движется от края к краю, Ьстанавливается; всплывает кверху брюхом... Смена ролика. Молодой человек об ошибках Кемирчека в выборе диафрагмы при разном освещении; никто не поддерживает разговор. Стрелина, нетронутые места: прекрасная яконурская тайга, солнце над берегом и сумерки под деревьями, медведь пьет, склонившись к ре­ ке с валуна, семейство лосей на поляне, верхушка кедра проплывает мимо пышного облака... Солнце садится за Шулун, растекается по ска­ лам, легкая рябь на воде,— бухта Аяя... Вот одна только яконурская волна во весь экран, только яконурская вода, один ее чистый цвет... I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2