Сибирские Огни, 1978, № 4

60 Д. КОНСТАНТИНОВСКИИ И еще Элэл вспомнил, как бабушка возила его за Шулун в дерев­ ню на святки. . По хрустящему, искристому снегу бежал он вечером с деревенски­ ми ребятишками от дома к дому. Стучали в тепло светившиеся во тьме окна: «Суженого-ряженого как зовут?..» Переводя дыхание, Элэл смотрел в небо, усыпанное мерцающими звездами, перетянутое белыми полосами облаков; казалось, то было от­ ражение нарядных святочных сугробов. И —бежал, бежал со всеми дальше... А машкарадили, цыганили! Выворачивали шерстью наверх шубы, личины надевали, превращались — кто в медведя, кто в гуся, кто в чер­ та, а кто в старика или старуху с клюкой, с огромными зубами из брюк­ вы, с горбом, с бородой, лицо сажей вымазано так, что не узнаешь. «Мы люди бедные, сдалеку приезжие, устали, есть захотели, подайте что-нибудь поесть»... Брали с собой лончака, жеребенка-двухлетка, наряжали в ленты, в мониста, увешивали платками, первоклассника Кольку сажали вер­ хом; зародили лончака прямо в избу, желали наперебой хозяевам бла­ гополучия, приплясывали кто как, кто во что горазд, припевали: «Эх, пятка-носок, дайте сала кусок...» На другой день рождества парни катали девушек на тройках. Ве­ чером в большой избе начались игрища... Элэл прислушивался к разговорам старших, запоминал: — На рождество снег — к урожаю. — На крещенье снег — к урожаю. — Темные святки — молочные коровы. — Светлые святки — ноские куры... Девушки гадали-ворожили. Выходили за деревню, на дорогу, очер­ чивали палкой круг, звали из круга: «Суженый-ряженый, подай голо­ сок!» Просили: «Круг, круг, скажи мне сущую правду, где моя судьба!» Почудится, кто-то рубит,— муж будет плотник. Стучит топор с восто­ ка — это к худу, гроб делают. Колокольцы звенят или песни поют — хорошо, сватать приедут с бубенцами. Откуда залает собака или песня послышится, оттуда и приедут... Валенки, дуги бросали через ворота: чтоб показали, куда замуж идти. Пекли блины на Новый год и с первым блином выскакивали на улицу: кто повстречается, за того и выйдешь. Пб воде гадали, по углю, по лучинам... «Смотри,— говорила бабушка,— смотри, запоминай». Деревня ста­ рообрядцев, вот откуда была она родом. Здесь жили потомки тех, кто бежал в семнадцатом веке после реформы Никона, потомки семьями сосланных за Яконур, сохранявших преданность заветам протопопа Аввакума и русской старине. Их обычаи — от языческих времен... Свят­ ки завершали у восточных славян старый гбд и открывали новый; люди пытались перебороть время и заглянуть в завтра, преодолеть таинст­ венную власть природы и повлиять на будущее... пусть с помощью не­ чистой силы, заклятиями, магией... сделать что-то такое, чтобы возрож­ дающееся новое солнце обязательно принесло свет, тепло, урожай, уда­ чу, благополучие. Мир-то населен был неведомыми силами, таинствен­ ными существами — домовыми, лешими, водяными, банниками, поле­ виками... А самое главное, плодородие земли, зависело от духов пред­ ков. Для них готовили на Новый год кутью, блины. «Свйатки»—с древ­ неславянского— «души предков». Зерна пшеницы в кутье были знаком бесконечного кругооборота жизни, яйца — символом зачатка живого и бессмертия. «Вот так,— объясняла бабушка.— Смотри,— наставляла,_ запоминай!» Под конец, на крещенье, парни весело купались в проруби...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2