Сибирские Огни, 1978, № 4
ЯКОНУР 57 Ведьма! На костер бы тебя... Нет чтобы просто любить, кого полю била,—она принялась за него и не дала передышки ни ему, ни себе, пока не сделала единомышленником. Страшная женщина! Вычислила его, поняла, что любви к ней технарю тут не хватит, не потянет он толь ко любовью, ему требуются еще и логика, точные данные, статистика... Вложила в него и статистику, ладно. Добилась своего... Но, все-таки! Ведь это Яконур,— что она без Яконура? Страшная, страшная; сама себя пугаешься... Вслух: — Нет чтобы сказать, что любит женщину,— «я по тебе соскучил ся!» Нет чтобы сказать, что полюбил Яконур,— «решил быть полез ным»... Протянула к нему руки: — Я люблю тебя, Герасим! Брат отца Элэл ушел на фронт с сибирской дивизией, от Карака- на — сразу под Москву, был тяжело ранен, выжил, был контужен, го рел в танке и опять выжил; погиб в сорок четвертом, уже на нынешних западных землях Польши... Он был холостяк; письма писал на Яконур, обращался в них ко всем троим — брату, невестке и Элэл. Письма сохранились,— конверты и треугольники, небольшие желтые листки бумаги со скупыми вестями о себе, с наказами и пожеланиями; еще была вырезка из фронтовой газеты, неясное фото, где лейтенант уточнял с экипажем боевое зада ние, так говорилось в короткой подписи к снимку. Элэл бывал у памятника на берегу Каракана, подолгу стоял и смот рел на глыбы с тысячами некрупно и тесно высеченных фамилий и инициалов. Скульптор оставил свободное место, и Элэл видел, как вре мя от времени добавлялись новые имена, уже не по алфавиту, а про сто — одно за другим. Внизу у памятника так же тесно стояли венки, пирамидки с посвя щениями, свечи,— их приносили сюда для своих люди, которым некуда прийти на могилу. Элэл находил на камне свою фамилию... Здесь были три однофа мильца, и все трое — с одинаковыми инициалами, трижды повторяясь, эта фамилия и эти инициалы стояли подряд, три человека стояли в од ной строке, и каждый из них навсегда был брат отца, и навсегда невоз можно было узнать, кто из них — брат отца... ИЗ ТЕТРАДИ ЯКОВА ФОМИЧА. «С одной стороны, пробуждены к жизни такие промышленные и научные силы,; о каких и не подозре вали ни в одну из предшествовавших эпох истории человечества, ¿д ру гой стороны, видны признаки упадка, далеко превосходящего все изве стные в истории ужасы последних времен Римской империй. В наше время все как бы чревато своей противоположностью. Мы видим, что машины, обладающие чудесной силой сокращать и делать плодотворнее человеческий труд, приносят людям голод и изнурение. Новые, до сих пор неизвестные источники богатства благодаря каким-то странным, непонятным чарам превращаются в источники нищеты. Победы техни ки как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится ра бом других людей либо же рабом своей собственной подлости. Даже чистый свет науки не может, по-видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества. Все наши открытия и весь наш прогресс как бы приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллекту
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2