Сибирские Огни, 1978, № 4

ЯКОНУР 57 Ведьма! На костер бы тебя... Нет чтобы просто любить, кого полю­ била,—она принялась за него и не дала передышки ни ему, ни себе, пока не сделала единомышленником. Страшная женщина! Вычислила его, поняла, что любви к ней технарю тут не хватит, не потянет он толь­ ко любовью, ему требуются еще и логика, точные данные, статистика... Вложила в него и статистику, ладно. Добилась своего... Но, все-таки! Ведь это Яконур,— что она без Яконура? Страшная, страшная; сама себя пугаешься... Вслух: — Нет чтобы сказать, что любит женщину,— «я по тебе соскучил­ ся!» Нет чтобы сказать, что полюбил Яконур,— «решил быть полез­ ным»... Протянула к нему руки: — Я люблю тебя, Герасим! Брат отца Элэл ушел на фронт с сибирской дивизией, от Карака- на — сразу под Москву, был тяжело ранен, выжил, был контужен, го­ рел в танке и опять выжил; погиб в сорок четвертом, уже на нынешних западных землях Польши... Он был холостяк; письма писал на Яконур, обращался в них ко всем троим — брату, невестке и Элэл. Письма сохранились,— конверты и треугольники, небольшие желтые листки бумаги со скупыми вестями о себе, с наказами и пожеланиями; еще была вырезка из фронтовой газеты, неясное фото, где лейтенант уточнял с экипажем боевое зада­ ние, так говорилось в короткой подписи к снимку. Элэл бывал у памятника на берегу Каракана, подолгу стоял и смот­ рел на глыбы с тысячами некрупно и тесно высеченных фамилий и инициалов. Скульптор оставил свободное место, и Элэл видел, как вре­ мя от времени добавлялись новые имена, уже не по алфавиту, а про­ сто — одно за другим. Внизу у памятника так же тесно стояли венки, пирамидки с посвя­ щениями, свечи,— их приносили сюда для своих люди, которым некуда прийти на могилу. Элэл находил на камне свою фамилию... Здесь были три однофа­ мильца, и все трое — с одинаковыми инициалами, трижды повторяясь, эта фамилия и эти инициалы стояли подряд, три человека стояли в од­ ной строке, и каждый из них навсегда был брат отца, и навсегда невоз­ можно было узнать, кто из них — брат отца... ИЗ ТЕТРАДИ ЯКОВА ФОМИЧА. «С одной стороны, пробуждены к жизни такие промышленные и научные силы,; о каких и не подозре­ вали ни в одну из предшествовавших эпох истории человечества, ¿д ру ­ гой стороны, видны признаки упадка, далеко превосходящего все изве­ стные в истории ужасы последних времен Римской империй. В наше время все как бы чревато своей противоположностью. Мы видим, что машины, обладающие чудесной силой сокращать и делать плодотворнее человеческий труд, приносят людям голод и изнурение. Новые, до сих пор неизвестные источники богатства благодаря каким-то странным, непонятным чарам превращаются в источники нищеты. Победы техни­ ки как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится ра­ бом других людей либо же рабом своей собственной подлости. Даже чистый свет науки не может, по-видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества. Все наши открытия и весь наш прогресс как бы приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллекту

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2