Сибирские Огни, 1978, № 4

ЯКОНУР 29 ленности в мыслях и поступках... настойчивости, деловитости... он не всегда серьезно оценивает серьезные события, не понимает, что, нельзя безответственно относиться к своему положению, нельзя его недооцени­ вать. Она старалась, чтобы Герасима не сбили с толку, чтобы он не по­ терял своего времени и не прозевал свой случай; не поддался бы на что-нибудь там. Она хотела, чтоб он был успешен, чтоб ему, следова­ тельно, было хорошо; чтобы осуществил заложенное в нем, чтобы его место в мире было по его возможностям, чтобы не только она, все бы знали, каков он!.. А тут еще эта сложная обстановка в институте... На­ до ему помочь. Он не сможет без ее помощи, не сможет без нее!.. А если не реализует себя, станет неудачником,— будет несчастен и, вернувшись к ней, сделает и ее несчастной, ей ведь придется нести эту ношу, муж­ чина всегда перекладывает ее на женщину... Ляля поднимается и снова идет к АЦПУ; останавливается, рас­ сматривает широкую бумажную ленту. Ее руки. Одной она приподнимает ленту, читая; другая машинально опускается в карман. Удивление на лице Ляли; из^сармана рука появ­ ляется с листком бумаги; теперь Ляля читает записку. На ленте, что в одной ее руке,— крупными печатными буквами: ! ЖЕЛАЮ УСПЕХА К ВАШИМ УСЛУГАМ ДЛЯ РАБОТЫ С ЗАДАЧЕЙ НАБЕРИТЕ СЛОВО «ДАЙ» И НАЗ- ВАНИЕ ЗАДАЧИ ЖДИТЕ НАБЕРИТЕ «ПУСК» ИЛИ НАЧИНАЙТЕ ОТЛАДКУ ПУСК КНЦ ВЫ ОКОНЧИЛИ РАБОТУ. ВСЕГО ХОРОШЕГО. В записке, что в другой ее руке,— тоже крупно, тоже печатными буквами: МАМУЛЯ ПРИХОДИ ПОРАНЬШЕ КВА—КВА—КВА МЯУ • ИЗ ТЕТРАДИ ЯКОВА ФОМИЧА. «Как и почему я не пишу о своем способе оставаться под водой столько времени, сколько можно оста­ ваться без пищи? Этого не обнародую я и не оглашаю из-за злых людей, которые этот способ использовали бы для убийства на дне моря, про ­ ламывая дно кораблей и топя их вместе, с находящимися в них людьми (Леонардо да Винчи). Научные открытия сами по себе вреда принести не могут; по крайней мере пока мы еще не знаем ни одного такого от­ крытия... Все дело сейчас в том, чтобы развитие социальных отношений не отставало от темпа развития науки (В. Энгельгардт). И предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростью все, что де­ лается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем (Книга Екклесиаста). Научный подход тоже должен иметь свои границы, возможности, пределы. Он должен применяться так, чтобы оставлять место для других подходов, например, эстетического, этического и т. д. Есть разные подходы к решению проб­ лем, которые должны взаимно соотноситься (В. Ж. Келле). В связи с последствиями, к которым может привести использование науки, на благо человечества или во вред ему, на ученого возлагается большая ответственность, чем на рядового члена общества, главным образом по­ тому, что научный работник, обладая знаниями, может предвидеть эти последствия (Хартия Всемирной федерации научных работников)».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2