Сибирские Огни, 1978, № 4
У К Н И Ж Н О Й п о л к и 189 учится по-взрослому сплевывать сквозь зу бы струйкой, старается скрыть свое маль чишеское увлечение девчонкой. В центре рассказа «Стекло» — два события. Одно не значительное— веселая и озорная Галка разбила стекло в конюховке, играючи швырнув в Сеньку шлеей. Окно с по мощ ью добрых людей Сенька застеклил. А вот что случится, когда, я е сумевши справиться с горячим жеребцом, Сенька сбил лю бим ую девушку, «хрупкую как стекло» — об этом нам предоставлено пра во догадываться самим. Но «модель» на столько ясна, что и во втором случае, мы в это верим, все обойдется благополучно: «Галка очнулась, попробовала подняться. Сенька взял ее на руки и понес. Куда? Он и сам не знал — нес и все. И тихонько всхлипывал». Вот так ж е он со своей неиз менной добротой, восЛитанной окружаю щими, жизнью своей защитит, спасет, вы ходит любимую . В это веришь. В рассказе «Мы с тобой два берега» прорывается новая нота в авторской инто нации— сатирическая. Сюжет построен на антитезе — чванливого и трусливого бух галтера из города обожествляет честный, отзывчивый, простодушный старик-кресть янин. Но здесь, как, впрочем, и в других рассказах, прорывается не очень симпа тичная мне сторона авторской позиции — во имя утверждения идеи нравственного здоровья людей сегодняшнего села он го тов противопоставить людей деревни и го рода. В отдельно взятом рассказе это, мо жет быть, и не очень заметно, но когда читаешь все рассказы подряд, то убежда ешься, что человек у В. Шанина до тех пор хорош, честен, чист помыслами, пока он связан кровными узами с селом. Стоит ему переступить порог деревенской жизни — начинаются отклонения, моральные изло мы, грехопадения. Первая встреча с новым писательским именем показала, что в литературу пришел художник, умеющий видеть мир в своеоб разном свете, стремящийся передать свое радостное удивление перед рождением в людях нового, светлого и радостного. Л. АЛТАЕВ Е. А. Куклина. Вольная поэзия в Сибири (вторая половина XIX — начало XX в.). Но восибирск, «Наука», Сибирское отделение, 1977. Понятие «вольная поэзия» давно приоб рело характер более или менее опреде ленного литературного термина. Под ним подразумеваются бесцензурные стихи рус ских поэтов, распространявшиеся в неле гальной печати и в списках, начиная чуть ли не с радищевской оды «Вольность» вплоть до революции 1917 года. Ее называли и «подземной поэзией», и «запретной», и «потаенной»... Воздействие на массы воль ной поэзии было столь сильным и дейст венным, что не могло не вызвать особого интереса к ней со стороны литературове дов. Однако до последнего времени не было исследования, которое бы сколько-нибудь полно изучило и осмыслило бытование вольной поэзии в Сибири, содержание и особенности ее развития в крае, куда ца ризм высылал «виноватую Россию». Е. Куклина много лет занимается изуче нием истории и особенностей жизни воль ной поэзии в Сибири* Еще в 1960 году она составила книгу «Революционная поэзия в Сибири», где публикация стихов и песен сопровождалась обширной вступительной статьей и подробным справочным аппара том. Этой теме посвящены ее статьи «Ж ан ровые особенности революционного гимна в России», «Из биографии партийного гим на», «Революция 1905— 1907 гг. и сатири ческие издания Сибири» и др. Новая работа Е. Куклиной «Вольная поэ зия в Сибири» как бы подводит итоги многолетних разысканий и размышлений над давно избранной темой. Автором про делана громадная работа. Обследованы не только десятки легальных и нелегальных изданий предоктябрьских десятилетий, но и архивные фонды Новосибирска, Томска, Омска, Иркутска, Красноярска, краеведче ских музеев и библиотек. Внимание к тру ду своих предшественников — Б. Ж е р е б цова, С. А. Рейсера, А. Л. Дымшица и др.— сочетается с собственными автор скими изысканиями и находками, собствен ными поворотами исследовательской мысли. Новизна задачи потребовала обращения к своеобразным исследовательским мето дам и приемам. Необходимость изучения особенностей бытования литературных произведений и их судеб, определения их идейно-эстетического воздействия обус ловила обращение к «историко-функцио нальному методу». Обследование доок тябрьских архивных фондов, в частности донесений и протоколов сыскных и кара тельных органов царизма, судебных раз бирательств позволило в значительной м е ре реконструировать роль запретной поэ зии в духовной жизни народных масс конца XIX и начала XX века. Е. Куклина не изолирует поток вольной поэзии в Сибири от общенационального литературного движения. В ее книге про слеживается история развития и бытования в Сибири вольной поэзии, начиная со вре мени «Вольности» Радищева и , агитацион ных песен К. Рылеева и А. Бестужева, влия ние творчества ссыльных декабристов на идейную жизнь края, на творчество сибир ских литераторов того времени. Говорится о воздействии на «самые глухие дебри русской жизни» поэзии петрашевцев, в ча стности А. Н. Плещеева. Крупным планом выделена поэзия Н. А. Некрасова, изучение архивов показало ее большую популярность среди рабочих Си бири. Приводятся убедительные свидетель ства. Например, «некрасовская тетрадь», изъятая жандармами у арестованных моло дых красноярских рабочих, рядовых рево люционеров Мардашевича и Лашевского с переписанными от руки произведениями поэта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2