Сибирские Огни, 1978, № 4
«ХАРАКТЕРЫ И РЕЗКАЯ КАРТИНА НРАВОВ» 183 голове — единственный способ сказать ха му, что он сделал нехорошо». А один из ге роев дрянную тещу в уборную загнал и за пер. Вот так решение! Хорошо, если уга дал. А если ошибся, как Костя в рассказе аДруг игрищ и забав»? Вот так решение! Судя по всему, о бе сконечном всепонимании, а тем §олее все прощении и непротивлении писатель, ведая жизнь, не помышлял. Это у него, как зам е тил И. Дедков, не в чести. Шукшин не идею моральную лелеял, а^ о действии думал. Другое дело, что бить, затевать возню, осо бенно в общей, в своей палате не хотелось. И ошибиться, спутать правых и виноватых боязно. Хотелось радости, трудом заслу женного покоя, какой-то осмысленной н о р м а л ь н о с т и (это слово также врос ло в лексикон и контекст рассказов и по вестей). «Человеком надо быть!» — словно заклинание роняют время от времени герои Шукшина, отвечая на вопрос, как жить «серьезно», «честно», по здравому смыслу. Ответ, конечно же, отвлеченный, он недо статочен, чтобы прорваться на свет из тупи ка, возникшего между правдой и нравствен ностью. Но что-то коренное, вечное, не тленное подразумевается здесь для всех нормальных людей. Выслушав совет быть человеком, герой Шукшина не успокаивается, а отправляется дальше, на разведку твердых основ и зри мого представления о человеческих ценно стях. Он по-прежнему не категоричен, предпочитает правду поучению. Но кое-что для себя все ж е открывает. Вот он приходит к ясному сознанию, что не следует человеку суетиться, и с у е т е покоряться. Иначе смысл жизненный исчез нет. «Суетитесь на земле туда-сюда, а тол ку никакого». «Ж алко покоя вот этого... Суетился много». «Ну, что-то такое делал... Очень любил искусство. Много суетился. Теперь спо коен». «— Все суета, Геннадий. — Ну, это уж вы как-то... совсем просто: «Все суета» — и баста. — Все суе та !— убежденно твердил дядя Гриша». Суета, суета... А может, и не суета вовсе, а что другое? И каждый останется при сво ем, как в рассказе «Заревой дождь»? Помирает в районной больнице Ефим Бе- дарев, а под окном бродит его односельча нин и ровесник Кирька. Придет и выспраши вает напоследок, чего-то понять хочет. За чем жил Ефим? Почему был какой-то «ненормальный»? «Активничал», людей тре вожил, крест с церкви своротил... «Охота понять: чего ты добивался в жизни? — тер пеливо пытал Кирька.— Каждый человек че го-то добивается в жизни. Я, к примеру, бо гатым хотел быть. А ты? — Чтоб дураков было меньше. Вот чего я добивался». Снова — разногласие и спор налицо, а по нимания, ясности, схожести нету, правды — разные. Была цель или не было ее? И как мыслил ее себе, поступая, сам человек? Кем себе казался? И ведь что интересно! Когда-то Ефим Кирьку раскулачил, стало быть, сбил с корня. Перегнул или нет, кто теперь знает? Кирька зла не таит. Ем у по нять только надобно, в душу заглянуть, ка кая такая цель Ефиму светила. До сих пор ему это невдомек. Ключик нужен к прошло му и настоящему. «Ш ел Кирька и грустно смотрел в землю. Ж алко было Ефима Бедарева. Сейчас он даже не хотел понять: почему жалко? Груст но было и жалко, и все». В этом<-необъяс- ненном «и все» — прозорливое чутье ж и з ни, ее неожиданных и неокончательных правд. Разные правды, сомнения, вопросы... Из этих ниточек сплетен узор шукшинской про зы. Вопрошающий голос автора не единст венен в сегодняшней литературе, напротив, он вобрал в себя то наиболее характерное, что свойственно этой литературе, ее духов ному состоянию. Просто Шукшин болезнен но и остро, может быть, острее других споткнулся о развилку нравственности и правды. Поскольку противоречие должного и су щего является одновременно и вечным, и злободневным, проза писателя явилась в свою очередь тем сплавом вечного и зло бодневного, из которого творятся испокон веку произведения высокого искусства. Коллизия нравственности и правды столь весома, что идея «простить неправого» вряд ли выдержит груз противоборства. Д оку ментальный рассказ «Кляуза», предложен ный в качестве главного аргумента в поль зу тезиса о пути Василия Шукшина к «все- пониманию», явственно подтверждает это. Шукшин действительно многое хотел по нять. Но «женщина вахтер», оскорбившая его, пациента больницы, из-за того, что он не «дал» ей полтинник (коего не случилось под рукой в час свидания с родными) — меньше всего внушала она желание быть понятой. Примечательно, разумеется, что в самый неприятный и обидный момент про мелькнула в мозгу мысль: «Может, у ней драма какая была в жизни...» Однако поды скивалось тут не прощающее понимание, а здравое объяснение. Понять ж е нужно бы ло иное, то, на чем кончается рассказ: «...Прочитал сейчас все это... И думаю: «Что с нами происходит?» Вот какой взлет чувства, вот куда занес ло из вестибюля больничного. Ф акт мал и зауряден, вопрос всеобщ. Это — Шукшин. И в оскорбленности, обиженности, какой-то даже беззащитной наивности его («я не умею «давать»: мне неловко») нетрудно угадать отзвук души многих шукшинских героев. Их тоже обескураживает диссонанс писаных и неписаных правил, необходи мость качать права и доказывать что-то са моочевидное, апеллируя при этом к веско му лексикону: «Считаем, что подобные лю ди из числа младшего персонала позорят советскую медицину, и требуем принять административные и общественные меры в отношении медработника...» — цитирует Шукшин жалобу друзей. Инцидент, того гляди, перерастет в общ е ственное событие, а за ним — какой-то пол тинник, шоколадка какая-то.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2