Сибирские Огни, 1978, № 4
КНИГИ — к ЮБИЛЕЮ ОКТЯБРЯ 175 боте пропагандиста, 'партийного агитатора? Разве мало ценных сведений разбросано на ее страницах, которые рассчитаны от нюдь не на одно лишь эмоциональное вос приятие? Разве не захочется с карандашом в руке вновь и вновь просмотреть статьи и очерки, беседы и выступления видных ученых, деятелей труда и культуры? Но ра ботать с такой книгой, пользоваться ею как пособием очень трудно. А фотографии? Раскрываем наугад стра ницу... Она не обозначена, безымянная страница. Разглядываем снимки далеких уж е лет. На одном — рабочие упаковыва ют какие-то ящики, на втором — нз фоне трактора «Красный путиловец» группа рабо чих в кепках. На третьем — грузовики идут на фоне здания в лесах. На четвертом — землекопы нагружают ленточный тран спортер. О бщ ая подпись гласит «Первые пятилетки... Ими начинается исторический путь Страны Советов. В Ленинском плане построения социализма Сибирь занимала важное место. В годы первых пятилеток начинается освоение энергетических и топ ливных ресурсов Сибири, открываются ог ромные перспективы ее развития... Неви данный энтузиазм проявляют строители Кузнецкого металлургического комбината и рабочие Омска на сборке первых оте чественных тракторов... Тысячи рабо чих ударными темпами сооружают важней шие объекты первых пятилеток». И это все. Д ля документальной книги этого, конечно, недостаточно. Нужна большая четкость, большая строгость изложения. Необходи ма логика и конкретность. Этого тре бует с о д е р ж а н и е книги, в основе которой — и с т о р и ч е с к и й д о к у м е н т . Примером органического единства фор мы и содержания, строгой информативно сти изложения, ненавязчиво возникающего публицистического осмысления фактов и соответствующего этой манере художест венного оформления может служить от лично изданная книга Л. С. Усольцевой «Подвигу сибиряков посвящается» (редак тор И. В. Рыковцева, художник В. В. Пав лов, художественный редактор А. Н. То- бух). Автор неспешно подводит нас к Мону менту Славы в Новосибирске, ведет по бе тонным дорожкам, предлагает прикоснуть ся на мгновенье к плакучей иве — дереву, печалящ емуся о людских утратах, ведет чер ез площадь Торжеств к широким бе тонным пилонам. «Пять пилонов — как пять страниц из летописи войны. Участнику войны, труженику тыла эти обобщенные образы напоминают о виденном и пережи том. М олодому они служат впечатляющим дополнением к тому, что он слушал и чи тал о Великой народной войне...» Страница за страницей, просто, бесхитростно ведет ся рассказ о тех, кто создал этот Мону мент, о тех, кто побывал у него, о тех, кто несет службу на «Посту № 1». Фотогра фии, выполненные в цвете, в оригиналь ных ракурсах, аккомпанируют возникаю щ ему у нас настроению, передают нам то, что видит на пилоне подошедший к нему ветеран или молодой паренек, не забыв шая горя утраты мать или молодая чета в свадебном наряде. В другом случае фото графии с четкими подписями дополняют рассказ автора, информируют нас о событи ях, происходящих здесь по установивше муся ритуалу. А в заключение, на послед ней странице, вы прочтете список лите ратуры, имеющей отношение к теме, получите сведения об источниках — пар тийных и государственных архивах, исполь зованных для написания книги. Наверное, вот так и должна выглядеть истинно до кументальная книга. Хороший подарок к юбилею. Наконец — о сборнике томских прозаи ков и поэтов, посвятивших книгу «Трудный колос» (составитель Вл. А. Колыхалов, редак тор С. П. Федотов) труженикам Томского приобья. Вслед за сборником «Стрежевой», повествующим о героических буднях си бирских нефтяников, томичи решили рас сказать о хлеборобах, животноводах, м е ханизаторах и сельской интеллигенции своего богатого, но сурового края. Замы сел благородный. Но выполнение оставля ет желать лучшего. Вот три очерка Вадима Макшеева, объе диненные общим заглавием «Здесь их ра дости и тревоги». Автор не случайный че ловек на селе. Здесь, по его словам, прош ла «большая и, наверное, лучшая часть его жизни». До сих пор журналистские дороги приводят автора на село, к людям, жизнь и труд которых ем у близки. Но первый же очерк «Теплая земля» погружает нас в со бытия... двадцатилетней давности. Рассказ о бывшем замечательном председателе колхоза Николае Степановиче Ж ульеве, может быть, и неплох, но обращен цели ком в прошлое. Назначение по собствен ной инициативе и по просьбе колхозников секретаря райкома на должность предсе дателя колхоза было внове в те далекие годы. Теперь ж е поставлена задача укре пить специалистами высшей квалификации даже среднее звено колхозных руководите лей. Автор, как достижение нового руко водителя, отмечает организацию им эконо мического семинара бригадиров, заве дующих фермами и специалистов. Теперь это тоже давно пройденный этап. Понимая, очевидно, что его произведение не несет никакой новой информации сегодняшнему читателю, В. Макшеев переводит рассказ в лирический план. Бегло осветив дальней шую судьбу своего героя, который вынуж ден был расстаться с колхозом (болезнь ж е ны заставила уехать в город), автор рисует трогательные сцены проводов любимого председателя, рассказывает о его поезд ках за границу, в Париж и на Кубу, где Ж ульев грустит о родной земле и произ носит нужную автору фразу: «Своя земля, она ласковая. На ней силы прибывают». О чем ж е очерк? О новаторских методах работы хорошего руководителя колхоза? О судьбе человека, о его преданности Родине? Д умается, и сам автор не ответит на эти вопросы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2