Сибирские Огни, 1978, № 4

КНИГИ — к ЮБИЛЕЮ ОКТЯБРЯ 175 боте пропагандиста, 'партийного агитатора? Разве мало ценных сведений разбросано на ее страницах, которые рассчитаны от­ нюдь не на одно лишь эмоциональное вос­ приятие? Разве не захочется с карандашом в руке вновь и вновь просмотреть статьи и очерки, беседы и выступления видных ученых, деятелей труда и культуры? Но ра­ ботать с такой книгой, пользоваться ею как пособием очень трудно. А фотографии? Раскрываем наугад стра­ ницу... Она не обозначена, безымянная страница. Разглядываем снимки далеких уж е лет. На одном — рабочие упаковыва­ ют какие-то ящики, на втором — нз фоне трактора «Красный путиловец» группа рабо­ чих в кепках. На третьем — грузовики идут на фоне здания в лесах. На четвертом — землекопы нагружают ленточный тран­ спортер. О бщ ая подпись гласит «Первые пятилетки... Ими начинается исторический путь Страны Советов. В Ленинском плане построения социализма Сибирь занимала важное место. В годы первых пятилеток начинается освоение энергетических и топ­ ливных ресурсов Сибири, открываются ог­ ромные перспективы ее развития... Неви­ данный энтузиазм проявляют строители Кузнецкого металлургического комбината и рабочие Омска на сборке первых оте­ чественных тракторов... Тысячи рабо­ чих ударными темпами сооружают важней­ шие объекты первых пятилеток». И это все. Д ля документальной книги этого, конечно, недостаточно. Нужна большая четкость, большая строгость изложения. Необходи­ ма логика и конкретность. Этого тре­ бует с о д е р ж а н и е книги, в основе которой — и с т о р и ч е с к и й д о к у ­ м е н т . Примером органического единства фор­ мы и содержания, строгой информативно­ сти изложения, ненавязчиво возникающего публицистического осмысления фактов и соответствующего этой манере художест­ венного оформления может служить от­ лично изданная книга Л. С. Усольцевой «Подвигу сибиряков посвящается» (редак­ тор И. В. Рыковцева, художник В. В. Пав­ лов, художественный редактор А. Н. То- бух). Автор неспешно подводит нас к Мону­ менту Славы в Новосибирске, ведет по бе­ тонным дорожкам, предлагает прикоснуть­ ся на мгновенье к плакучей иве — дереву, печалящ емуся о людских утратах, ведет чер ез площадь Торжеств к широким бе­ тонным пилонам. «Пять пилонов — как пять страниц из летописи войны. Участнику войны, труженику тыла эти обобщенные образы напоминают о виденном и пережи­ том. М олодому они служат впечатляющим дополнением к тому, что он слушал и чи­ тал о Великой народной войне...» Страница за страницей, просто, бесхитростно ведет­ ся рассказ о тех, кто создал этот Мону­ мент, о тех, кто побывал у него, о тех, кто несет службу на «Посту № 1». Фотогра­ фии, выполненные в цвете, в оригиналь­ ных ракурсах, аккомпанируют возникаю ­ щ ему у нас настроению, передают нам то, что видит на пилоне подошедший к нему ветеран или молодой паренек, не забыв­ шая горя утраты мать или молодая чета в свадебном наряде. В другом случае фото­ графии с четкими подписями дополняют рассказ автора, информируют нас о событи­ ях, происходящих здесь по установивше­ муся ритуалу. А в заключение, на послед­ ней странице, вы прочтете список лите­ ратуры, имеющей отношение к теме, получите сведения об источниках — пар­ тийных и государственных архивах, исполь­ зованных для написания книги. Наверное, вот так и должна выглядеть истинно до­ кументальная книга. Хороший подарок к юбилею. Наконец — о сборнике томских прозаи­ ков и поэтов, посвятивших книгу «Трудный колос» (составитель Вл. А. Колыхалов, редак­ тор С. П. Федотов) труженикам Томского приобья. Вслед за сборником «Стрежевой», повествующим о героических буднях си­ бирских нефтяников, томичи решили рас­ сказать о хлеборобах, животноводах, м е­ ханизаторах и сельской интеллигенции своего богатого, но сурового края. Замы ­ сел благородный. Но выполнение оставля­ ет желать лучшего. Вот три очерка Вадима Макшеева, объе­ диненные общим заглавием «Здесь их ра­ дости и тревоги». Автор не случайный че­ ловек на селе. Здесь, по его словам, прош­ ла «большая и, наверное, лучшая часть его жизни». До сих пор журналистские дороги приводят автора на село, к людям, жизнь и труд которых ем у близки. Но первый же очерк «Теплая земля» погружает нас в со­ бытия... двадцатилетней давности. Рассказ о бывшем замечательном председателе колхоза Николае Степановиче Ж ульеве, может быть, и неплох, но обращен цели­ ком в прошлое. Назначение по собствен­ ной инициативе и по просьбе колхозников секретаря райкома на должность предсе­ дателя колхоза было внове в те далекие годы. Теперь ж е поставлена задача укре­ пить специалистами высшей квалификации даже среднее звено колхозных руководите­ лей. Автор, как достижение нового руко­ водителя, отмечает организацию им эконо­ мического семинара бригадиров, заве­ дующих фермами и специалистов. Теперь это тоже давно пройденный этап. Понимая, очевидно, что его произведение не несет никакой новой информации сегодняшнему читателю, В. Макшеев переводит рассказ в лирический план. Бегло осветив дальней­ шую судьбу своего героя, который вынуж­ ден был расстаться с колхозом (болезнь ж е­ ны заставила уехать в город), автор рисует трогательные сцены проводов любимого председателя, рассказывает о его поезд­ ках за границу, в Париж и на Кубу, где Ж ульев грустит о родной земле и произ­ носит нужную автору фразу: «Своя земля, она ласковая. На ней силы прибывают». О чем ж е очерк? О новаторских методах работы хорошего руководителя колхоза? О судьбе человека, о его преданности Родине? Д умается, и сам автор не ответит на эти вопросы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2