Сибирские Огни, 1978, № 4
172 Л. БАЛАНДИН путь Ф . Березовского, критик называет его «активным деятелем партии в Сибири поч ти с момента ее зарождения, участником гражданской войны, который известен т а к ж е (подчеркнуто мною.— Л. Б.) как один из зачинателей советской литерату ры» (стр. 3). Вот это слово «также» и на страивает читателя на оценку не столько художественного произведения, сколько на восприятие жизнеописания политиче ского деятеля. Свой вывод Н. Яновский по началу вполне убедительно подтверждает анализом дореволюционного рассказа «Стрелочник Гранкин», отмечая его «под черкнутый биографизм». Но в дальнейшем, переходя к разговору о «Бабьих тропах», этом «любимом детище писателя», критик, к сожалению, забывает свою предпосылку и подходит к роману уж е как к произве дению сугубо эпического склада. Но этих требований произведение Ф . Березовского не выдерживает: слишком много обнару живается «огрехов», нарушений логики композиции, пробелов в последовательно сти развития характеров. Если проследить главную «бабью тропу» романа — линию Настасьи, то мы увидим, что здесь есть эпическое начало. Прекрас но показана Н астя— забитая, отчаявшаяся найти свою долю женщина. Убедительно показан «бабий бунт»— Настя, решившая ся на преступление, отравившая своего деспота мужа. Можно понять и следующий этап жизни Насти — превращение ее в на дежде на искупление вины в страстную бо гомолку, ,безуспешно взыскующую к все вышнему и его земным служителям. Но дальше следует ничем не оправданный пробел в развитии характера главной ге роини, и мы встречаемся уж е с совершен но новой, семидесятилетней Настасьей Петровной, мудрой «бабкой Настасьей», к которой все cen o— и мужики, и бабы, и молодежь — идет за советом, за наставле нием. Где, когда совершился переворот в сознании этой женщины, как проходило становление личности? Все это остается за пределами романа. Но обратим внимание еще на одно об стоятельство — все события «Бабьих троп» описываются как бы из одной точки наблю дения. Многолинейность, свойственная произведениям эпическим, здесь почти полностью отсутствует. Ф . Березовский пишет о том, что видел своими глазами, о том, что знает не пона слышке. Элементы вымысла у него сведены до минимума. Почему пропущен огромный, важнейший период становления личности героини? Очевидно, в этот период жизни реальной женщины, ставшей прообразом Настасьи Петровны, автор с ней не встре чался. А того, что не видел, он не описыва ет. Ослабляет ли этот факт впечатление? Да, если подойти с позиций романтики. Нет, если подойти с позиций произведения автобиографического. В этом — послед нем -— случае для нас важно проследить, как меняется сам автор, каковы его воз зрения на жизнь по прошествии столь большого промежутка времени. Но почему ж е так случилось, что лич ность автора оказалась незамеченной даже таким тонким аналитиком, как Н. Яновский? Да потому, что Ф . Березовский на протя жении длительного периода работы над «Бабьими тропами» старательно затушевы вал свое авторское «я», маскировал его под реплики различных героев. Не знаю, делал ли он это по собственному почину или под воздействием редактора, но не смотря на все, автор с его оценками яв лений, подсказками, выводами, а порой и прямыми публицистическими включениями вполне реально ощутим. Приехавший из соседнего села богатей Филат сосватал . скромную, бедную, но крепкую и работящую Настю. «Вместе с ней он увел из села купленную им бурую, с огромным выменем корову, которую приглядела здесь его мать». Что это? Гру бый фельетонный прием? Нет, это привыч ка человека своего времени, партийного пропагандиста разговаривать со своими слушателями языком публициста. Жизнь Настасьи в доме Филата неимоверно тя жела, и автор подсказывает, укрывшись за словами соседки Катерины: «И сквозь золото слезы льются». А когда отчаявшая ся Настя готова бежать куда глаза глядят, авторский голос устами все той ж е Катери ны предостерегает: «Если и убежишь, все равно поймают тебя в первой ж е деревне аль в городе и приведут обратно к Фила- ту... Закон такой, Настя!.. Закон!..» Собирается Павлуша укрыться от колча ковской мобилизации в лесу, в урмане. Напутствуя внука, дед Степан говорит: «За мужиков стой... смотри у меня... За мужи ков!.. Беспременно!.. К рабочим жмись... За новую власть... Наша это власть... му жичья...» Решительно ничем — ни биогра фией, ни развитием характера— невоз можно объяснить рождение у деда Степа на мудрых мыслей о сою зе рабочих и крестьян, да и колчаковщина с самого на чала (а здесь речь идет о первых ее днях) не была общепонятным явлением. Нет сомнения, что вновь перед нами попытка автора упрятать свой голос пропагандиста за словами персонажа. •Но этот голос слышен постоянно — взвол нованный, горячий голос активного дея теля большевистской партии, умеющего раскрывать в фактах их социальную сущ ность, находить первопричину порабощен ное™, бесправия людей, зовущего на борьбу. Лирический герой Ильи Лаврова — нату ра художественная, тонко организованная. Он умеет зорко видеть, обостренно чувст вовать. Путь его тесно увязан с жизнью страны, со всем важным и значительным, что происходило в судьбах целого поколе ния. Вот почему порой даже не очень крупный факт биографии автора говорит о многом, что происходит во всем нашем об ществе. «Нет, но почему ж е мне так хорошо сейчас?»- 7 - спрашивает себя Илья Лавров и отвечает: — «Просто я люблю и чувст
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2