Сибирские Огни, 1978, № 4
I Л. Баландин КНИГИ-К ЮБИЛЕЮ ОКТЯБРЯ В дни юбилеев люди по-особому внима тельно всматриваются в прошлое, сравни вают достигнутое с минувшим, примеряют сегодняшнее к задачам завтрашнего дня. И каждый новый юбилей не похож на пре дыдущий, несет в себе свои неповторимые черты. К десятилетию Великой Октябрьской со циалистической революции появились поэ ма В. М аяковского «Хорошо!» и первый фильм о В. И. Ленине «Октябрь» С. Эйзен штейна. К двадцатилетию О ктября вышли такие пьесы, как «Правда» А. Коонейчука, «На берегу Невы» К. Тренева, «Человек с руж ьем » Н. Погодина, «Ленин в Октябре» A. Каплера (киносценарий),— вещи, вос крешающие Главный день в жизни молодо го государства — 25 октября 1917 года. Но —•приходили новые даты, все дальше удалялись мы от первоистоков новой эры, и все труднее стало выбирать к юбилей ной дате произведения о Самом Главном. Невольно пришлось где-то пересматривать сложивш ую ся традицию. Западно-Сибирское книжное издательст во, конечно, могло бы к 60-летию Октября выпустить такие крупномасштабные произ ведения о революции, как «Два мира» B. Зазубрина, «Партизанские повести» Вс. Иванова или «Великое кочевье» А. Коп- телова. Могло бы издать такие произве дения сибирской Ленинианы, как трилогия А. Коптелова «Большой зачин», «Возгорит ся пламя» и «Точка опоры». Но решение было неожиданным— вышли «Бабьи тро пы» Феоктиста Березовского, «Мои бес сонные ночи» Ильи Лаврова и поэтический сборник «Ветер века». Роман Ф . Березов ского рассказывает, казалось бы, о некоей частности — о пути женщины в револю цию, о трудной бабьей доле. Роман И. Лав рова — автобиографическое повествова ние о жизненном и творческом пути писа теля. Пожалуй, только сборник стихов «Ве тер века» (составители И. Ветлугин и Л. Чи- кин) в подарочном издании наиболее близ ко подходит под традиционное понимание «юбилейной книги». Здесь собраны самые популярные стихотворения А. Твардовско го, М. Светлова, М. Исаковского, А. С ур кова, К. Симонова и т. д. о различных эта пах становления и развития Страны С ове тов. Особенностью сборника можно счи тать лишь то, что наряду с «самым-самым» заветным в общую поэтическую рубрику включены имена поэтов-сибирякот: Л. Чи- кина, И. Ветлугина, Л. Решетникова, Е. Стю арт, И. Мухачева, В. Пухначева, Н. Созино- вой и др. Надо отдать должное — многие из перечисленных стихов органично вписа лись в общую картину, существенно ее до полняя. И, право, не стоит упрекать поэтов в излишней нескромности— они преследо вали благородную цель расширить геогра фию традиционно-хрестоматийных стихов об Октябре, о его победной поступи по планете. Но вернемся к прозаическим произве дениям. Когда читаешь подряд «Бабьи тро пы» и «Мои бессонные ночи», невольно приходишь к неожиданным сопоставле ниям и выводам. Удивляет прежде всего то, что два сибирских писателя как бы про должают один другого. Если роман Ф . Бе резовского заканчивается последними зал пами гражданской войны в Сибири, то именно этими выстрелами, которые слы шит мальчик Илюша, начинается книга И. Лаврова. О том, что произведение Ильи Лавро в а — лирическая исповедь человека, про шедшего трудный и радостный путь участ ника строительства нового мира, говорить, а тем более доказывать вряд ли нужно. Это ясно само по себе. Но ведь и роман Ф . Березовского, несмотря на видимую эпическую форму, во многом «есет в себе личностные черты, напоминает лирический рассказ о времени великих перемен, где главный гер о й— сам рассказчик. Во вступительной статье Н. Яновского под характерным названием «Солдат рево люции» есть одно любопытное наблюде ние. Раскрывая жизненный и творческий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2