Сибирские Огни, 1978, № 4

I Л. Баландин КНИГИ-К ЮБИЛЕЮ ОКТЯБРЯ В дни юбилеев люди по-особому внима­ тельно всматриваются в прошлое, сравни­ вают достигнутое с минувшим, примеряют сегодняшнее к задачам завтрашнего дня. И каждый новый юбилей не похож на пре­ дыдущий, несет в себе свои неповторимые черты. К десятилетию Великой Октябрьской со­ циалистической революции появились поэ­ ма В. М аяковского «Хорошо!» и первый фильм о В. И. Ленине «Октябрь» С. Эйзен­ штейна. К двадцатилетию О ктября вышли такие пьесы, как «Правда» А. Коонейчука, «На берегу Невы» К. Тренева, «Человек с руж ьем » Н. Погодина, «Ленин в Октябре» A. Каплера (киносценарий),— вещи, вос­ крешающие Главный день в жизни молодо­ го государства — 25 октября 1917 года. Но —•приходили новые даты, все дальше удалялись мы от первоистоков новой эры, и все труднее стало выбирать к юбилей­ ной дате произведения о Самом Главном. Невольно пришлось где-то пересматривать сложивш ую ся традицию. Западно-Сибирское книжное издательст­ во, конечно, могло бы к 60-летию Октября выпустить такие крупномасштабные произ­ ведения о революции, как «Два мира» B. Зазубрина, «Партизанские повести» Вс. Иванова или «Великое кочевье» А. Коп- телова. Могло бы издать такие произве­ дения сибирской Ленинианы, как трилогия А. Коптелова «Большой зачин», «Возгорит­ ся пламя» и «Точка опоры». Но решение было неожиданным— вышли «Бабьи тро­ пы» Феоктиста Березовского, «Мои бес­ сонные ночи» Ильи Лаврова и поэтический сборник «Ветер века». Роман Ф . Березов­ ского рассказывает, казалось бы, о некоей частности — о пути женщины в револю ­ цию, о трудной бабьей доле. Роман И. Лав­ рова — автобиографическое повествова­ ние о жизненном и творческом пути писа­ теля. Пожалуй, только сборник стихов «Ве­ тер века» (составители И. Ветлугин и Л. Чи- кин) в подарочном издании наиболее близ­ ко подходит под традиционное понимание «юбилейной книги». Здесь собраны самые популярные стихотворения А. Твардовско­ го, М. Светлова, М. Исаковского, А. С ур ­ кова, К. Симонова и т. д. о различных эта­ пах становления и развития Страны С ове­ тов. Особенностью сборника можно счи­ тать лишь то, что наряду с «самым-самым» заветным в общую поэтическую рубрику включены имена поэтов-сибирякот: Л. Чи- кина, И. Ветлугина, Л. Решетникова, Е. Стю ­ арт, И. Мухачева, В. Пухначева, Н. Созино- вой и др. Надо отдать должное — многие из перечисленных стихов органично вписа­ лись в общую картину, существенно ее до­ полняя. И, право, не стоит упрекать поэтов в излишней нескромности— они преследо­ вали благородную цель расширить геогра­ фию традиционно-хрестоматийных стихов об Октябре, о его победной поступи по планете. Но вернемся к прозаическим произве­ дениям. Когда читаешь подряд «Бабьи тро­ пы» и «Мои бессонные ночи», невольно приходишь к неожиданным сопоставле­ ниям и выводам. Удивляет прежде всего то, что два сибирских писателя как бы про­ должают один другого. Если роман Ф . Бе­ резовского заканчивается последними зал­ пами гражданской войны в Сибири, то именно этими выстрелами, которые слы­ шит мальчик Илюша, начинается книга И. Лаврова. О том, что произведение Ильи Лавро­ в а — лирическая исповедь человека, про­ шедшего трудный и радостный путь участ­ ника строительства нового мира, говорить, а тем более доказывать вряд ли нужно. Это ясно само по себе. Но ведь и роман Ф . Березовского, несмотря на видимую эпическую форму, во многом «есет в себе личностные черты, напоминает лирический рассказ о времени великих перемен, где главный гер о й— сам рассказчик. Во вступительной статье Н. Яновского под характерным названием «Солдат рево­ люции» есть одно любопытное наблюде­ ние. Раскрывая жизненный и творческий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2