Сибирские Огни, 1978, № 4

ОКЕАНСКИЕ БУДНИ 105 осторожность. Как-то даже в кают-компа­ нии высказался: — У нас кое-кто просто не хочет ловить скумбрию . Нарочно вредят. И мне снова пришлось охлаждать его пыл. В тот день капитан вышел на мостик и пробыл здесь долго. Мне так и осталось неясно — то ли усилия нашего медика при­ несли плоды, то ли острое чувство необхо­ димости заставило Сергеева подняться. Но так или иначе Анатолий теперь проводил в рулевой рубке много времени, часто по­ являлся здесь и ночью. Два раза ему удалось взять приличные уловы — хоть не «большие черпаки», но все ж е и не самые малые — средние. А потом скумбрия совсем исчезла. Да­ ж е РТМ'ы перестали ловить. На капчасах стоял стон. Тут, как и предполагал Серге­ ев, зашевелился рыбаксоюз. Нас снова вы­ звали на прямые переговоры ключом, спрашивали о планах и намерениях. С ер ­ геев ответил: «Обстановки не вижу, уловов практически нет. Считаю целесообразным перейти севернее минтай». Нам отстучали согласие. А вскоре пришло сообщение из колхоза, что наш рейс будет сокращен — вернемся в порт не в начале марта, а в последних числах декабря: только на са­ мое начало года удалось выбить место для постановки траулера в р ем онт— вот и приходилось приспосабливаться под завод­ ские сроки. — Ну и хорош о !— сказал Сергеев. — А то пароход болеет. Да и к Новому году дома будем. Скорее кончится этот прок­ лятый рейс! Последние центнеры У берегов острова Итуруп, куда мы при­ шли, собрались БМРТ-неудачники, у кого плохо обстояло с планом. Большинство из них уу<е не надеялось достичь годовых по­ казателей — только бы немного поправить дела, но у нас надежда оставалась. Хотя это, конечно, не давало повода для гордо­ сти. «Коммунист Украины» впервые за всю свою историю оказался в такой компании. Верно сказал капитан — проклятый рейс, невезучая путина! Нам было сложнее, чем другим. И зму­ ченный долгим рейсом и особенно пос­ ледними скумбрийными рывками, пароход начинал «сыпаться» на глазах — то и дело выходили из строя приборы, машина, от­ казывала лебедка. Но все повреждения кое-как устранялись, и мы снова 'рыбачили. Поначалу минтая было много. В первые ж е два дня мы наловили его больше, чем скумбрии за целых три недели. Да и всю первую декаду декабря уловы шли ста­ бильные. Потом нас краем зацепил тай­ ф у н— и голубоглазый разбежался. А нам уж е оставалось добрать всего ничего. Не­ деля хороших уловов — и план добыт. Ребята, взбодрившиеся, повеселевшие в уловистые дни,— когда палуба была зали­ та рыбой, когда опять крутилась на пол­ ную мощь фабрика, сменялись подвахты,— начали заметно скисать. Ком у ж е охота возвращаться на берег, не взяв плана? Капитан, совсем было уж е оправившийся к тому времени от болезни, снова посерел лицом. Как-то я сидел в радиорубке, ожи­ дая капчаса. Сергеев вошел шаркающей стариковской походкой, тяжело плюхнул­ ся в кресло. — Видишь, как бывает, комиссар? — он резанул меня острым взглядом голубых ледянистых глаз.— Ж естокая штука рыбал­ ка! Раз зевнул — и амба, не наверстает». Горим те п е р ь— синим пламенем горим! А помочь некому. Я скорчился на диванчике под напором его глаз: в который раз вспомнился спор в Четвертом Курильском — неужели из-за меня будет позор судну? А минтая все не было и не было. Капи­ таны, перекликаясь по «кораблю», вслух размышляли о загадочном финте, выкину­ том всегда такой бесхитростной, тупова­ той рыбой. Сергеев слушал их разговоры, молчал и морщился. Однажды, после обе­ да он сказал мне: — Обеспечь, комиссар, чтобы ко мне до ужина никто не лазил. Посоображать надо. Я обеспечил. Вечером Сергеев вышел на мостик. Позвал Басанина в штурман­ скую и, ткнув пальцем в карту, сказал: — Здесь минька; сюда пошли! Через три часа лента эхолота уж е била в глаза чернотой. И среди ночи первый раздутый рыбой трал был поднят на борт. С утра снова все крутилось на полных обо­ ротах. И наши компаньоны по утешитель­ ному заезду, не поверившие поначалу предсказаниям Сергеева, бежали вслед за нами в добычливый квадрат. За весь рейс мне ни разу не приходи­ лось видеть такого взрыва энергии всего экипажа, как в те дни. И тральцы, и обра­ ботчики, и командиры на подвахтах носи­ лись буквально сломя голову. До победы было рукой подать, а всем отчаянно хоте­ лось домой. Повсюду говорили только об одном — успеть бы к Новому году в кол­ хоз! Люди выкладывались до последнего, не экономя сил. Плановые показатели под­ прыгивали день ото дня, все ближе под­ бираясь к заветному рубежу. Но тут произошло событие, чуть было не ставшее последним звеном в цепи не­ удач этого неудачного рейса. У нас оставался всего один работоспо­ собный трал, другие были изорваны в клочья. Только на берегу — в колхозном сетепосадочном цехе — их можно было привести в порядок. • Последний трал тоже был весь штопа­ ный и латаный, но пока он держался, мы еще могли на что-то надеяться. Сергеев строго-настрого предупредил штурманов, чтоб рыбачили как можно осторожнее. Капитан, вопреки обыкновению, почти все время водил трал сам или, по крайней ме­ ре, приглядывал за своими помощниками. Большую часть суток он крутился теперь на мостике, уходил только, когда прижи­ мало сердце — болезнь хоть и отпустила, но окончательно не прошла.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2