Сибирские Огни, 1978, № 4
ОКЕАНСКИЕ БУДНИ 105 осторожность. Как-то даже в кают-компа нии высказался: — У нас кое-кто просто не хочет ловить скумбрию . Нарочно вредят. И мне снова пришлось охлаждать его пыл. В тот день капитан вышел на мостик и пробыл здесь долго. Мне так и осталось неясно — то ли усилия нашего медика при несли плоды, то ли острое чувство необхо димости заставило Сергеева подняться. Но так или иначе Анатолий теперь проводил в рулевой рубке много времени, часто по являлся здесь и ночью. Два раза ему удалось взять приличные уловы — хоть не «большие черпаки», но все ж е и не самые малые — средние. А потом скумбрия совсем исчезла. Да ж е РТМ'ы перестали ловить. На капчасах стоял стон. Тут, как и предполагал Серге ев, зашевелился рыбаксоюз. Нас снова вы звали на прямые переговоры ключом, спрашивали о планах и намерениях. С ер геев ответил: «Обстановки не вижу, уловов практически нет. Считаю целесообразным перейти севернее минтай». Нам отстучали согласие. А вскоре пришло сообщение из колхоза, что наш рейс будет сокращен — вернемся в порт не в начале марта, а в последних числах декабря: только на са мое начало года удалось выбить место для постановки траулера в р ем онт— вот и приходилось приспосабливаться под завод ские сроки. — Ну и хорош о !— сказал Сергеев. — А то пароход болеет. Да и к Новому году дома будем. Скорее кончится этот прок лятый рейс! Последние центнеры У берегов острова Итуруп, куда мы при шли, собрались БМРТ-неудачники, у кого плохо обстояло с планом. Большинство из них уу<е не надеялось достичь годовых по казателей — только бы немного поправить дела, но у нас надежда оставалась. Хотя это, конечно, не давало повода для гордо сти. «Коммунист Украины» впервые за всю свою историю оказался в такой компании. Верно сказал капитан — проклятый рейс, невезучая путина! Нам было сложнее, чем другим. И зму ченный долгим рейсом и особенно пос ледними скумбрийными рывками, пароход начинал «сыпаться» на глазах — то и дело выходили из строя приборы, машина, от казывала лебедка. Но все повреждения кое-как устранялись, и мы снова 'рыбачили. Поначалу минтая было много. В первые ж е два дня мы наловили его больше, чем скумбрии за целых три недели. Да и всю первую декаду декабря уловы шли ста бильные. Потом нас краем зацепил тай ф у н— и голубоглазый разбежался. А нам уж е оставалось добрать всего ничего. Не деля хороших уловов — и план добыт. Ребята, взбодрившиеся, повеселевшие в уловистые дни,— когда палуба была зали та рыбой, когда опять крутилась на пол ную мощь фабрика, сменялись подвахты,— начали заметно скисать. Ком у ж е охота возвращаться на берег, не взяв плана? Капитан, совсем было уж е оправившийся к тому времени от болезни, снова посерел лицом. Как-то я сидел в радиорубке, ожи дая капчаса. Сергеев вошел шаркающей стариковской походкой, тяжело плюхнул ся в кресло. — Видишь, как бывает, комиссар? — он резанул меня острым взглядом голубых ледянистых глаз.— Ж естокая штука рыбал ка! Раз зевнул — и амба, не наверстает». Горим те п е р ь— синим пламенем горим! А помочь некому. Я скорчился на диванчике под напором его глаз: в который раз вспомнился спор в Четвертом Курильском — неужели из-за меня будет позор судну? А минтая все не было и не было. Капи таны, перекликаясь по «кораблю», вслух размышляли о загадочном финте, выкину том всегда такой бесхитростной, тупова той рыбой. Сергеев слушал их разговоры, молчал и морщился. Однажды, после обе да он сказал мне: — Обеспечь, комиссар, чтобы ко мне до ужина никто не лазил. Посоображать надо. Я обеспечил. Вечером Сергеев вышел на мостик. Позвал Басанина в штурман скую и, ткнув пальцем в карту, сказал: — Здесь минька; сюда пошли! Через три часа лента эхолота уж е била в глаза чернотой. И среди ночи первый раздутый рыбой трал был поднят на борт. С утра снова все крутилось на полных обо ротах. И наши компаньоны по утешитель ному заезду, не поверившие поначалу предсказаниям Сергеева, бежали вслед за нами в добычливый квадрат. За весь рейс мне ни разу не приходи лось видеть такого взрыва энергии всего экипажа, как в те дни. И тральцы, и обра ботчики, и командиры на подвахтах носи лись буквально сломя голову. До победы было рукой подать, а всем отчаянно хоте лось домой. Повсюду говорили только об одном — успеть бы к Новому году в кол хоз! Люди выкладывались до последнего, не экономя сил. Плановые показатели под прыгивали день ото дня, все ближе под бираясь к заветному рубежу. Но тут произошло событие, чуть было не ставшее последним звеном в цепи не удач этого неудачного рейса. У нас оставался всего один работоспо собный трал, другие были изорваны в клочья. Только на берегу — в колхозном сетепосадочном цехе — их можно было привести в порядок. • Последний трал тоже был весь штопа ный и латаный, но пока он держался, мы еще могли на что-то надеяться. Сергеев строго-настрого предупредил штурманов, чтоб рыбачили как можно осторожнее. Капитан, вопреки обыкновению, почти все время водил трал сам или, по крайней ме ре, приглядывал за своими помощниками. Большую часть суток он крутился теперь на мостике, уходил только, когда прижи мало сердце — болезнь хоть и отпустила, но окончательно не прошла.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2